На Дону занимаются виноделием более двухсот лет. Сегодня здесь работает семь крупных винодельческих предприятий, а также 25 крестьянско-фермерских хозяйств, где выращиваются не только традиционные, но и эксклюзивные донские сорта. А наличие аборигенных сортов винограда позволяет нашим виноделам производить вина с защищенным географическим наименованием. Это бесспорно сегодня является одним из самых перспективных направлений в виноделии.
По мнению директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой, виноделие - высокорентабельная отрасль экономики, которая обеспечивает высокую доходность для инвесторов, имеет большой потребительский спрос, обеспечивает денежные поступления в бюджеты всех уровней и создает реальные рабочие места. Правительство Ростовской области активно участвует в развитии винодельческой отрасли. При непосредственном участии и поддержке департамента потребительского рынка в 2014 году создан Союз виноградарей и виноделов Дона. Организация занимается поддержкой (в том числе правовой) предприятий, осуществляющих деятельность в виноградарско-винодельческой отрасли, популяризацией и продвижением вин, произведенных из винограда, выращенного на Дону, повышает уровень узнаваемости и престижа донских вин.
- Работа по созданию кластера велась в течение восьми месяцев, - говорит председатель Союза виноградарей и виноделов Дона Игорь Губин. - Теперь наша задача - продвижение общего бренда "Долина Дона" на территории России и за рубежом. Также планируется создание питомника донских сортов винограда.
Сегодня на Дону две тысячи гектаров виноградников. Для сравнения: в 1985 году виноградники в Ростовской области занимали 18,5 тысячи гектаров. Так что площадей для выращивания этой полезной и вкусной ягоды в регионе достаточно. По данным Игоря Губина, в России всего производится около 300 миллионов литров вина в год. Из них донские вина из собственного винограда составляют три процента. Всего же треть от общего количества выпиваемого россиянами вина составляют напитки из винограда, выращенного в России, треть - также изготавливается на территории РФ, но из заграничного сырья, и еще треть приходится на полностью импортный товар.
- До 2020 года планируем в два раза увеличить площадь виноградников. Следовательно, вдвое увеличится и производство нашего вина, - констатирует Игорь Губин. - Донские вина на международных конкурсах уже доказали свою конкурентоспособность. Зачастую они превосходят по качеству и вкусовым характеристикам своих конкурентов. Это связано с благоприятным для виноградной культуры южнороссийским климатом. Сегодня совместно с руководителями предприятий - производителей винодельческой продукции разрабатывается концепция создания сети фирменных магазинов под брендом "Сделано на Дону" и "Вина долины Дона", в рамках которой формируется реестр поставщиков, ассортимент алкогольной продукции.
- Основные цели создания кластера - повышение конкурентоспособности продукции участников соглашения и плюс создание и продвижение бренда "Сделано на Дону", - подчеркнула Ирина Теларова.
В регионе разработан подробный план мероприятий по популяризации донского виноделия и меры по продвижению продукции донских производителей на внутреннем и внешнем рынках алкогольной продукции на 2015 год. Кроме того, в Донском государственном техническом университете создана кафедра "Техника и технология виноделия и виноградарства". Студенты еще в годы учебы будут проходить практику на предприятиях и к концу обучения будут обеспечены работой на производстве.