14.09.2015 18:42
Культура

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка "Караваджо и его последователи"

"Караваджо и его последователи" - в ГМИИ им. А.С.Пушкина
Текст:  Жанна Васильева Аркадий Колыбалов
Российская газета - Федеральный выпуск: №206 (6777)
Для тех, кто не забыл двух-трехчасовое стояние в холод в очереди "на Караваджо" в 2011 году, когда в перекрестный год Италии - России в ГМИИ им. А.С.Пушкина привезли 11 картин великого итальянца Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), главный плюс нынешнего проекта "Караваджо и его последователи", открывшегося на Волхонке, в том, что на дворе - сентябрь. А значит вполне можно успеть посмотреть выставку, для которой объединили усилия флорентийский фонд Роберто Лонги и ГМИИ им. А.С.Пушкина, до наступления морозов.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Караваджо и его последователи" в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Но это не единственная хорошая новость. Выставка "Караваджо и его последователи", очевидно, оммаж грандиозной выставке в Милане 1951 года в "Караваджо и караваджисты", придуманной Роберто Лонги (1890-1970), искусствоведом, критиком, коллекционером. Собственно, тогда он и назвал Караваджо "первым современным художником". Впрочем, похоже, он стал для Лонги современным художником гораздо раньше, когда двадцатилетним студентом Туринского университета в 1911 году тот выбрал Караваджо в качестве темы дипломной работы. Надо сказать, что Караваджо в то время был отнюдь не часто вспоминаемым художником. Как, кстати, и Пьеро делла Франческа. И тот, и другой, как и итальянские мастера болонской и феррарской школы стали известны (я имею в виду - известны даже туристам, которые следуют по заданным путеводителями маршрутам) во многом благодаря страсти и увлеченным изысканиям Роберто Лонги. Трудно отделаться от мысли, что дело не только в современности Караваджо, которого Лонги сопоставлял с Курбе, или Пьеро делла Франческа, в творчестве которого он обнаруживал параллели с Жоржем Сера.

В Новом Манеже откроется масштабная выставка народных промыслов

Скорее, это вопрос особого настроя оптики самого исследователя. Того настроя, который сделал его взгляд откровением, например, для Пьера Паоло Пазолини. Эту оптику Пазолини, который 17-летним лицеистом слушал лекции Роберто Лонги в Болонском университете в начале разгоравшейся Второй мировой, в 1939-1940 годах, описывал в терминах, отсылавших не только к мистическим образам прозрения, но и к кинематографу. В эссе 1974 года Пазолини писал: "Воспоминание …,в сущности, сводится к воспоминанию о противопоставлении, точнее, о четком столкновении "форм". И действительно, на экран проецировались диапозитивы. Сперва показывалась целиком вся работа, затем ее детали, и так со всеми работами, выполненными в одно и то же время в одном и том же месте, одни - рукой Мазолино, другие - рукой Мазаччо. Кино работало, пусть даже как простая проекция фотографий. … Фрагмент одного формального мира чувственно, телесно, почти материально противопоставлялся фрагменту другого формального мира; "форма" против "формы".

От этого стыка "форма против формы", казалось, шаг до киномонтажа. И шаг - до того подхода, который культивировал русский ОПОЯЗ. В каком-то смысле от "монтажа" форм и деталей на лекциях Роберто Лонги до строгой логики Бориса Эйхенбаума, задавшегося вопросом "Как сделана "Шинель" Гоголя", - тоже рукой подать.

Речь шла не об отрицании истории, а о том, что она увидена другим взглядом. Этот взгляд видит столкновение, драму там, где другие обнаруживают "преемственность" или "смену стилей". Не об этом ли пишет Пазолини, вспоминая статью 23-летнего ученого для футуристического журнала "Воче"? "Наивный еще по молодости лет Лонги периода его сотрудничества с журналом "Воче" …(Альба, 18 марта 1913 года), интуитивно уже все постиг: "Каждый раз, когда пресытившееся искусство застывает в своей дебелой телесности, тогда к нему пристраивается, не миром, так войной, поиск движения. Очень доходчиво это демонстрируют греки в сравнении с египтянами, готика в сравнении с римским искусством, архитектура Кватроченто в сравнении с Античностью, архитектура барокко в сравнении с ренессансной архитектурой… Что ж, проблема футуризма в отношении кубизма та же самая, что у барокко в отношении Ренессанса. Барокко всего лишь приводит в движение массу, накопленную Возрождением… Тяжелый, внушительной величины каменный блок сгибается под давлением гигантской силы… Круг заменяется эллипсом...".

В Музее имени Пушкина стартовал спецпроект "Рембрандт. Другой ракурс"

Понятно, что с этой точки зрения, Караваджо, который весь, можно сказать, "поиск движения", и явленная мощь "давления гигантской силы", более, чем современный художник. Тектонический сдвиг к "реальности", возможно, начался не с него, но в его работах он ощутим почти физически.

И еще одно, что для Лонги делало Караваджо современником - страсть, бунтарство, драматическая судьба гения, беглеца, узника. "Величие Лонги-писателя ярче всего проявляется в его бунтарском, боевом настрое", - замечает Пазолини. Этот дух вольности и бунта, свежий воздух свободы чувствуется до сих пор в текстах Роберта Лонги, которого французские критики сравнивали ни больше ни меньше, как с Флобером. Его "наброски" и впрямь как "драгоценности строгой огранки". Его прозрения поражают "точностью ясновидения".

Выставка в Москве, где представлено 30 работ из коллекции Роберто Лонги (в том числе шедевр Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей") и 20 полотен из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина, позволяет каждому попробовать увидеть живопись по "методу" Лонги и … Пазолини. Сравнить формы, детали разных картин итальянских, французских, голландских и испанских мастеров.

Среди последователей Караваджо - испанец Хусепе Рибера, работавший в Неаполе, голландцы Дирк ван Бабюрен, Геррит ван Хонтхорост и Маттиас Стомер, долго живший на Сицилии, француз Валантен де Булонь, и, разумеется, итальянские художники. Несколько картин из собрания ГМИИ, частности, полотно Батистелло Караччоло и две работы Хусепе Риберы отреставрированы к выставке. Кроме них впервые можно будет увидеть алтарную композицию Джованни Бальоне, приобретенную для ГМИИ в конце 2014 года.

Живопись