В сталинскую эпоху фонари выросли в размере и приобрели помпезность. Как они выглядели, можно теперь увидеть не только в музее, но и на улицах города. Городские власти вместе с музеем "Огни Москвы" восстановили облик исторических фонарей в центре столицы.
Как рассказала "РГ" директор музея "Огни Москвы" Наталья Потапова, музейные работники, нашли хорошо сохранившиеся экспонаты. Правда, преимущественно 1930-1950 годов, как на территории МГУ, ВДНХ, но попадались и чугунные газовые основания фонарей на Каланчевской улице, Ленинском проспекте ... Поразившись их красоте, музейщики предложили вернуть городу "фонарный" колорит.
- В 1990 году большинство чугунных оснований фонарей были даже опасны для прохожих, поэтому их заменяли стальными безликими столбами, об эстетике тогда никто не думал, - рассказал руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Павел Ливинский. - Средства на восстановление их исторического облика нашлись в рамках городской программы по благоустройству "Моя улица". По архивным документам, найденным элементам и фотографиям сделали трехмерные модели кронштейнов и цоколей. Сибирские металлурги начал по ним отливать копии ажурных конструкций из чугуна.
Сначала исторический облик вернули фонарям на Софийской набережной, Большом Москворецком, Большом Каменном, Бородинском мостах... Заменили фонари на Кремлевской и Москворецкой набережных, Васильевском спуске. Как показал проведенный после работ опрос горожан, более 68% респондентов поддержали такой подход.
- На 44 улицах, вошедших в программу "Моя улица", ставим около тысячи новых торшеров, - продолжил Ливинский. - Так, на Мясницкой улице уже восстановили фонари с характерным "модерновским" завитком, который был здесь до революции. На Малой Бронной стоят теперь исторические "газовые фонари", какие были в начале 20 века, на Спиридоновке поставили стилизованные газокалильные фонари. Все они отлиты из чугуна.
Внутри фонарей поставили энергосберегающие лампы, что позволит городу еще и сэкономить на освещении. Свет освещения выбирали исходя из колорита улиц, и вместе с архитектурно-художественной подсветкой фасадов это создало в Москве ночью неповторимую атмосферу. Учитывается и мощность приборов. Светильники на пешеходной зоне не бьют в лицо прохожим, а фонари на проезжей части - обеспечивают хорошую видимость. На вопрос "РГ", будут ли менять фонари на вылетных магистралях, в частности на Ленинградском проспекте, где пока обычные стальные фонари украшают лишь пластиковой серой "юбкой", Ливинский сказал, что на всех магистралях пластик заменят чугуном. Продолжится эта работа и в будущем году вместе с программой "Моя улица", ведь чугунные фонари позволят еще и на 50 лет забыть о ремонте.