Поводов для выставки было несколько. Ровно тридцать лет назад, в 1985-м, именно в эти дни в Усть-Ижоре под Ленинградом прошла первая выставка группы под названием "Митьки", а, во-вторых, Москва наконец должна была увидеть работы цикла, год назад начавшегося в Сольвычегодске, на "родине" Козьмы Пруткова.
Там и было написано белым по серому фону: "Если хочешь быть счастливым - будь им" аккурат над головой мужчины, снимающего свою улыбку на телефон. А многоцветный холст с Буратино, окруженным гопниками, - чем не иллюстрация к нестареющему "Чужой нос - другим соблазн"? В новых работах художники проверили классические афоризмы новым временем - и те проверку выдержали, в незатейливой и сочной подаче органично вписавшись в него. Как вот птичка с небрежной сигареткой под надписью "Молодой повеса воробью подобен", пухлая физкультурница, безуспешно пытающаяся встать ("Нельзя объять необъятное"), или барышня, пальчиком проверяющая струи петергофских каскадов ("Если у тебя есть фонтан - заткни его").
Митьки сами сочиняют к своим наблюдениям за жизнью сентенции, подобные прутковским: к деревянной кукле в сарафане и тельнике художник-митек Алена приписала: "Каждая матрешка беременна немножко" - безусловную мудрость собственного сочинения. На каждое прутковское "Бди" у митьков нашелся свой фирменный "Дык".
Среди нескольких десятков работ на выставке есть и "афоризмы", возможно, висевшие еще в усть-ижорской экспозиции: пейзажи и виды Питера, городские сценки, выписанные в традиционной митьковской манере, - "толстый" штрих, плотные цвета. И когда смотришь на здесь же висящие картины Владимира Шагина и Натальи Жилиной, родителей Дмитрия Шагина, то начинаешь понимать, откуда эта традиция взялась.