"Миша все время стремится в Саратов"
Первый раз они встретились в Киеве. 16-летняя Тася, так звали ее в семье, приехала погостить к родственникам. "Я познакомлю тебя с мальчиком, он покажет Киев", - сказала ей тетя. Булгаков был на год старше и оканчивал в то время гимназию.
После возвращения Таси в Саратов молодые люди стали переписываться, ждали новой встречи, но в следующем году родители отправили дочку к другой родне - в Москву. Возможно, роль сыграла неуклюжая шутка приятеля Булгакова Саши Гдешинского, который прислал в Саратов телеграмму: "Обманом телеграфируйте приезд, Миша стреляется".
Здешние старожилы рассказывают о любовном романе писателя:
- Якобы Булгаков, поступивший в Киеве на медицинский факультет, стремился добиться перевода в Саратовский университет, направил сюда три заявления, однако в результате усилий отца Таси, Николая Николаевича, который был управляющим губернской казенной палатой (аналог сегодняшней налоговой инспекции и Росимущества в одном лице - Прим. ред.) их оставили без ответа, - говорит бывший директор музея истории СГУ Александр Филиппов.
Как бы там ни было, препятствия укрепили чувство. Первый раз в волжский город Михаил Булгаков приехал в гости к семье Лаппа на Рождество в конце 1911 года. Следующим летом в дневнике сестра будущего писателя записала: "Миша все время стремится в Саратов".
Свадьба, которой пытались воспрепятствовать родители с обеих сторон, состоялась весной 1913 года в Киеве.
- Почему-то под венцом хохотали ужасно, - вспоминала много лет спустя Татьяна Николаевна.
В начале века
По словам профессора СГУ Алексея Гапоненкова, документально подтверждено, что в Саратове Булгаков был четыре раза. В этом городе будущего писателя застал начало Первой мировой войны, а потом и февральская революция.
Николай Лаппа занимал значительную по губернским табелям о рангах должность, замещал губернатора и вице-губернатора во время их отсутствия. В Саратове он курировал строительство университета, построил новое здание казенной палаты. На втором этаже этого дома была служебная квартира, в которой поселилась большая, веселая и гостеприимная семья управляющего.
- Больших изменений с тех времен здание не претерпело, была заложена лестница с улицы Вольской, которая во времена Булгакова вела на второй этаж; когда меняли окна на пластиковые, исчез рисунок оконных переплетов, - рассказывает инициатор установки мемориальной доски архитектор Борис Донецкий.
В одной из комнат бывшей квартиры сохранился старинный камин, облицованный плиткой, в другой - напольные часы, которые по преданию украшали кабинет управляющего казенной палатой.
В 1914 году на первом этаже здания мать Таси Евгения Викторовна открыла лазарет для раненых, который курировал известный врач первый ректор Саратовского университета Василий Разумовский. В этом лазарете студент-медик Михаил Булгаков прошел свою первую врачебную практику.
Один из приездов в Саратов был связан с трагическим событием: в январе 2016 года застрелился младший брат Таси гимназист Костя.
Последний раз Булгаков был в Саратове в 1917 году.
- В поездке в Москву и Саратов мне пришлось воочию увидеть то, что больше я не хотел бы видеть. Я видел, как толпы бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей,… голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров, - писал сестре Булгаков. Но все еще только начиналось.
Сестра милосердия
- Как они похожи по безалаберности натур, - сокрушалась в своем дневнике незадолго до свадьбы родственница Булгакова.
Как вспоминала на склоне лет Тася, родители ничему ее особенно не учили, ни к чему не готовили: "Приходила из гимназии, сбрасывала шубу на пол. Мать говорила: "Не подбирай, горничная уберет".
Но, когда наступили трудные времена, эта барышня оказалась верной и надежной подругой Булгакову. Она поехала за молодым медиком в прифронтовой госпиталь, став сестрой милосердия, потом - в глухую деревню, куда его назначали врачом, позже - в добровольческую армию Деникина, куда доктора Булгакова мобилизовали. Дважды спасала ему жизнь: помогла избавиться от морфинизма, а затем удержала на этом свете, когда он тяжело заболел тифом. Она разделила с ним и ужасы Гражданской войны и первые нищие годы московской жизни, в которые им случалось голодать по три дня.
… Булгаков оставил Тасю, когда его жизнь стала налаживаться, и навсегда, по-видимому, сохранил чувство вины перед ней. А она никогда не упрекала его, потому что была гордой женщиной. Уже смертельно больной писатель хотел увидеть свою первую жену, но она жила тогда далеко от Москвы и о его смерти узнала из газет.
- Близкие рассказывали: в молодости цыганка нагадала писателю, что он будет женат трижды. По пословице: "Первая жена - от Бога, вторая - от людей, третья - от дьявола". Татьяна Николаевна, действительно, в его жизни была женой от Бога, кстати, единственной, с которой он обвенчался, - рассказывает исследователь биографии писателя, сотрудница Московского музея-театра Булгакова Ирина Горпенко-Мягкова.
Дом, полный обольстительных вещей
Судьба семьи Лаппа сложилась трагически. Вслед за Костей из жизни ушел второй брат, Евгений, в 1917 году он попал на фронт и был убит в первом же бою.
После революции Николай Николаевич Лаппа принял решение продолжать службу новому государству и уже в 1918 году получил назначение в Москву руководить всеми казенными палатами в стране. Умер он в том же году в столице. "Страшный 1918 год" унес жизни и двух последних братьев Лаппа, Владимира и Николая. Один из них погиб от тифа, а второй, как вспоминала Татьяна Николаевна, пропал, как исчезали люди в те годы: ушел на рынок и не вернулся. Это было в Петрограде.
Тема трагической гибели брата все время возникала в ранних произведениях Михаила Булгакова. Его собственные братья, Николай и Иван, эмигрировали, и он долго ничего не знал об их судьбе.
Из всей большой семьи страшные годы пощадили только младшую сестру Таси - Сонечку. Ее потомки сейчас живут в Харькове.
… Нет-нет, а город на Волге дает знать о себе на страницах булгаковских книг. То из Саратова прибудет племянница Аркадия Апполоновича Семплеярова, сеанс разоблачения которого был устроен в Варьете Коровьевым. То во время поисков шайки Воланда в Саратове, Киеве и Харькове милиция задержит по ошибке троих Володиных.
Саратовские и киевские литературоведы спорят из-за повести "Тайному другу" - первого наброска "Театрального романа". Одни уверены, что описание "полного важных обольстительных вещей" дома навеяно воспоминаниями о доме отчима Булгакова, доктора Воскресенского в Киеве, у вторых свои убедительные доказательства, что это квартира Николая Николаевича Лаппы.
В именах героев Булгакова случайного не было: отчество у Маргариты Николаевны такое же, как у первой жены писателя.
Здравствуйте, мессир!
Александр Галко, народный артист РФ, на открытии барельефа Булгакову:
- Я играл много значимых ролей, и Александра Сергеевича Пушкина, Чацкого, Мелихова, Герострата, Гитлера. Эти роли прошли с разным успехом, и ушли, хоть это и грустно. В 1986 году Саратовскому театру драмы пришла рискованная мысль - поставить спектакль по великому роману "Мастер и Маргарита". Риск многократно оправдался, спектакль получился грандиозным, его играли много раз, во многих городах, и всегда не было ни единого свободного места в зале. Мне довелось сыграть в этом спектакле роль Воланда. Как играть Воланда, как человеку сыграть дьявола? Как сыграть всесилие, как сыграть всезнание? Как сыграть то, что у тебя один соперник - Господь Бог. И вот начались мои муки, бессонницы наши с Воландом, походы по закоулкам темным, придумывание. А Воланд всегда хитрит и дурачит. Эпиграф к роману - парадокс Гете: "Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо". Как это понять? Как совместить эти два понятия? Мне пришло в голову поменять их местами: "Я часть той силы, что вечно хочет благо, но совершает зло". И тогда все стало на свои места, Воланд, как бы открылся для меня, я понял, как его надо играть. Хотя спектакль этот сошел со сцены, но, как ни странно, Воланд со мной остался. Эта роль стала моей визитной карточкой, прошли десятилетия, но все еще встречаются люди, которые говорят: "Здравствуйте, мессир!", и лучшего комплимента для меня нет. Думаю, я часто буду приходить к этому дому, буду благодарить Михаила Афанасьевича за тот грандиозный подарок, который он мне сделал.