17.09.2015 22:10
Культура

Проекты, которые нельзя пропустить на Московской биеннале

Проекты, которые нельзя пропустить на 6-й Московской биеннале современного искусства
Текст:  Жанна Васильева Сергей Михеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №210 (6781)
Место встречи - Евразия, ВДНХ, Центральный павильон.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "В поле зрения..."

Место встречи в данном случае не метафора. Точно так же, как весьма конкретной, даже животрепещущей, в свете последних событий в Европе выглядит тема основного проекта 6-й Московской биеннале "Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом центре острова Евразия". Когда кураторы Барт де Баре, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен выбирали эту тему, не было ни полумиллиона беженцев, спасающихся от войн в Африке в Европе, ни перекрытой сербско-венгерской границы, на нейтральной полосе которой лагерем стали несколько тысяч мигрантов, готовых на пути к счастливой жизни в Германии забросать камнями венгерских полицейских. Тем более впечатляет, насколько точно нащупан вопрос, прямо на глазах из плоскости отвлеченно-академической перекочевывающий в пространство вокзалов, аэропортов, улиц городов. Ответ не может быть предъявлен в качестве единственно верного решения, ответ - это предмет переговоров, споров, компромиссов. Соответственно, искусство, которое "отвечает" на заданный вопрос, - прежде всего процесс. Причем процесс не только создания произведений художников, но и процесс взаимодействия со зрителями и с теми, кого принято называть экспертами.

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка "Караваджо и его последователи"

Иначе говоря, искусство - это процесс создания пространства, в котором люди способны услышать друг друга. Именно поэтому в Центральном павильоне ВДНХ, на главной площадке биеннале, в течение 10 дней будет кипеть жизнь. Здесь будут создавать свои работы такие известные художники, как, например, Фабрис Ибер, Люк Тюйманс, Цю Чжице, Константин Звездочетов, Сергей Братков и многие другие. Здесь каждый день будут проходит перформансы, в том числе Анны Ермолаевой, Алевтины Кахидзе, Андрея Кузькина, Таус Махачевой, Габриэля Лестера, Антона Видокле... Отдельная тема - выставка "Павильон "Кавказ", созданная арт-коллективом "Безудержные".

Здесь каждый день (начиная с 22 сентября и до 1 октября) с 14.00 до 22.30 будут дискуссии, в которых обещано участие очень известных художников, экономистов, социологов. К примеру, начнется этот цикл ни много ни мало как с дискуссии легендарного архитектора Рэма Колхаса и социолога Саскии Сассен. На следующий день, 23 сентября, выступает один из ярких героев итальянского Arte povera (в буквальном переводе - "бедного искусства") - Микеланджело Пистолетто. А завершит дискуссионную программу 1 октября встреча с бывшим министром экономики Греции Янисом Варуфакисом. Полную программу смотрите на сайте биеннале: http://6th.moscowbiennale.ru/ru/

В отдельном зале Центрального павильона ВДНХ будет работать "МЕДИАМАШИНА", где будут фиксироваться все события биеннале. Выставка-документация биеннале, в том числе дискуссий и перформансов, можно будет увидеть здесь с 3 октября до 1 ноября.

В Музее имени Пушкина стартовал спецпроект "Рембрандт. Другой ракурс"

Кроме Основного проекта, программа биеннале включает более ста проектов на разных выставочных площадках в рамках "Специальных проектов", "Параллельной программы" и программы "Специальные гости". Любой отбор будет неполным. Понятно, что желательно не пропустить юбилейную выставку Александра Петрелли, который, как известно, появлялся на вернисажах со своей собственной выставкой, размещавшейся на отворотах его пальто. Нынешняя выставка "Галереи "Пальто" - в Музее Москвы (20 сентября - 12 октября). Подбор авторов и впрямь музейный: Сергей Братков, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Аркадий Насонов, Сергей Шутов, Валерий Чтак, Олег Кулик, Владимир Дубосарский... Очевидно, что стоит заглянуть в "Кинотеатр повторного фильма", который разместится на ВДНХ в павильоне Круговой кинопанорамы, где можно будет увидеть работы, в частности, Дмитрия Гутова, Таисии Коротковой, Евгения Юфита... В "прокате" с 23 сентября - 1 ноября 2015 года. Разумеется, обещает быть увлекательным путешествие по квартирным выставкам. Проект называется "Наизнанку". Изнанку арт-жизни можно увидеть 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 сентября. Встреча в 15.00 у входа в павильон N1, ВДНХ.

И, конечно, выставки мировых звезд в программе "Специальные гости". Выставки израильской художницы Михаэль Ровнер - в Мультимедиа Арт Музее, Луиз Буржуа - в "Гараже" и Аниш Капура - в Еврейском музее и центре толерантности - из тех, что не пропускают.

Специальная программа

"В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986-1992". Фонд культуры "Екатерина" (Кузнецкий Мост, 21/5), 17 сентября - 13 декабря 2015 года.

На стене в коридоре - фотография "Ребята нашего двора", похожая на увеличенную фотографию класса, которую уносили с собой на память о школьной жизни выпускники конца 1980-х. Только вместо школьниц с прикольными бантиками и нахмуренных мальчишек - молодые лица тех, кого сегодня числят ветеранами современного искусства России. Хитро прищурившегося Константина Звездочетова с сигаретой, Андрея Монастырского в ушанке и Ирины Наховой, совсем молодых Вадима Захарова, Павла Пепперштейна, задумчивого Игоря Макаревича и улыбающегося Никиты Алексеева... Тут же - будущие кураторы и комиссары биеннале - Иосиф Бакштейн, Ольга Свиблова, Андрей Ерофеев, Владимир Левашов. В роли старших товарищей-наставников - портреты Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ивана Чуйкова, Всеволода Некрасова...

Рядом обычная черная доска - с мелком: "Пишите, кого забыли". Список уже пополняется. Выставка "В поле зрения..." - коллективный проект, намечающий траекторию движения современного искусства - из "школы" в "музей", из мастерской и арт-сквота - в бурное плавание по миру. Она предлагает путешествие во времени - в пространство художественных мастерских, первых арт-сквотов, напоминавших атмосферой надежд и страстей парижский "Улей" 1910-1920-х годов.

Сергей Мироненко, делавший дизайн выставки, выстраивает ее пространство как сценическое, открытое зрителю. В двух залах можно увидеть работы, которые потом продавались на "Сотбис", ушли в музеи... Здесь эти произведения, как и их авторы, еще не знают о будущем: они сложены кучей у стен, висят на стенах вперемешку. Такими их впервые видели, например, в Фурманном переулке, приезжавшие сюда друзья, журналисты, дипломаты, критики... В другом зале - кинохроника с "клипами" домашнего хоум-видео тех лет, что снимали сами художники в мастерских, на вернисажах... Зато следующий зал славы - со знаменами со славными адресами арт-событий, будь то Сандуновские бани (1988) или выставки Клуба авангардистов (КЛАВА) в Пересветовом переулке (1987)... Наконец, зал "архива" - с афишами и даже "стенной газетой".

Продолжая серию проектов фонда "Екатерина", посвященных российскому неофициальному искусству 1970-1980-х и реконструирующих 1990-е, эта выставка - о времени взросления, времени юности и перестройки.

"Свое место / Чужая территория" (Центральный Манеж), 16 сентября - 4 октября 2015 года.

Что такое "своя земля"? Художник из Тибета Тензинг Ригдол ответил на этот вопрос просто. После того как его отец умер, так и не увидев родины, он вывез несколько тонн тибетской земли на территорию индийского штата Дармасала, где живет часть вынужденных переселенцев из Тибета.

Может ли обычная старенькая "Волга" вместить 20 человек? Правильный ответ - да, если речь о жизни и смерти. В видео чеченца Алсана Гайсумова "Волга" (2015) мы видим, как разные поколения одной семьи вмещаются в ставший вдруг безразмерным автомобиль, чтобы бежать от войны.

Могут ли воспоминания девочки об отце, которого она не видела почти 15 лет, стать основой рассказа о геополитической драме? Вьетнамская война Севера и Юга увидена через Тиффани Чанг через призму воспоминаний об отце, чей вертолет был сбит северянами. Она совершает путешествие по местам, где он воевал, где оказался в плену, соединяя три точки зрения: военных стратегов, летчика и ребенка, тоскующего по отцу.

Проект "Свое место / Чужая территория" (куратор Юлия Аксенова) - один из самых ярких и острых на нынешней биеннале.

Он объединил фотографии из Крыма Игоря Мухина, инсталляцию из 10 кубометров борщевика арт-группы "Лаборатория городской фауны", кинетические объекты, в качестве которых Элизабет Хоак-Доеринг использовала мебель, привезенную из Восточной Украины, где идут бои...

Актуальное искусство Москва Столица