Майя Пильдес, народный учитель РФ:
Проблемы профильного образования в России ни для кого не являются секретом. Безусловно, есть отдельные регионы и школы, где уже в старших классах детей готовят к будущим профессиям. Однако, к сожалению, пока они являются исключением. Правительство уделяет большое внимание этому вопросу, и уже разработаны новые федеральные стандарты образования, направленные на решение обсуждаемой нами проблемы. В самое ближайшее время планируется старшие классы в стране перевести исключительно на профильное образование, которое избавит детей от мучительного выбора, куда поступать после школы.
Как и много лет назад, самыми важными специальностями я бы назвала врачей и учителей. В связи с активно развивающимся строительством и инфраструктурой, можно даже сказать, мировой, важной профессией стал также инженер. Между прочим (во всяком случае, если судить по той молодежи, которую наблюдаю я), предпочтения детей созвучны этим тенденциям. Они все чаще выбирают инженерные специальности, хотя традиционные экономисты тоже еще пользуются популярностью. Помимо этого, в нашей школе, как ни странно, активно комплектуются физико-биологические классы, куда идут ребята, которые хотят стать врачами.
Малозначительных профессий не существует: все они приносят людям определенную пользу. На мой взгляд, нет и таких специальностей, которые могут исчезнуть. Мы не обойдемся без дворников, поваров или водителей, ведь техника, по крайней мере, сегодня, не заменит живое человеческое мышление. Впрочем, я не ученый, и потенциал роботов мне не известен. На данный же момент необходимо делать так, чтобы все профессии были привлекательны - как умственного, так и физического труда. Преподаватели у нас в стране квалифицированные, и тяга у детей к обучению, что бы там ни говорили, - есть. Главное дать им понять, что какую бы специальность они ни выбрали, семью прокормить удастся.