Напомню, в Москве идет реформа наземного транспорта, призванная привести в цивилизованный вид рынок маршруток. Все маршруты частных перевозчиков проверили, исключили дублирующие и затем выставили на конкурсы, победитель которого обязуется работать по единым городским правилам. В общей сложности, город в этом году разыграет 211 маршрутов, поделенных на 63 лота. Первая пробная "ласточка" будет совсем небольшой во всех смыслах. Оба маршрута - они получили номера 199к и 368 - длиной несколько километров. Маршрут 199К сменит существующий 178М, а 368 аналогичен существующему 368М. Оба маршрута проходят на северо-западе Москвы, они свяжут станцию метро "Сходненская" и Налоговый городок. На них выпустят всего шесть автобусов малой вместимости - от 19 сидячих мест. Еще два автобуса стоят в запасе - это условие конкурса, перевозчик обязан держать резерв на всякий случай, например, если автобус сломается.
Все машины уже перекрасили в фирменный ярко-голубой цвет московского транспорта, заканчивают в них и настройку и установку валидаторов. Турникетов на этих двух маршрутах не будет - ставить их просто некуда. Вместо них - бригады контроля от "Организатора перевозок". Кроме того, за соблюдением 24 параметров перевозок, прописанных в контракте, будет следить специальная комиссия. В частности, ее будет интересовать соблюдение маршрута, не останавливается ли водитель вне остановок и не продает ли он билеты на ходу по старой привычке. Если комиссии попадутся на глаза грязь или мусор в салоне, ржавчина на кузове, трансляция рекламы на бегущих строках или ее размещение в несанкционированных местах, неработающие лампы или неоткрывающиеся окна, это может привести к начислению штрафных баллов перевозчику.
Но соблюдать эти требования будет не так сложно. Автобусы у конкурсантов практически новые, соответствующие экологическому классу "Евро-4" - это обязательные требования города, с видеонаблюдением, бегущей строкой, голосовым оповещением, причем все это в антивандальном исполнении. "Когда начинался кризис, мы специально купили побольше техники", - рассказал "РГ" Василий Фоминых, гендиректор компании, выигравшей первый тендер. - Поэтому сейчас, когда подписали контракт с городом, новые автобусы покупать не пришлось, только переоборудовали существующие".
Подобраны и водители - выбирать было из кого, в компании трудятся на других маршрутах 350 человек. Информация о 199к и 368 будет вписана в общий перечень номеров. А если на маршрутах частников есть остановки с информационными табло - таких сейчас в городе в районе 500, - то информация о приближении частного автобуса также будет выводиться на общее табло. Кроме того, чтобы пассажиры успели сориентироваться, перед запуском новых маршрутов на остановках появятся информационные плакаты, сообщающие о готовящихся изменениях. После внедрения новой модели будет проходить еще период "отладки" - могут скорректировать маршруты, пассажиропоток и прочее.