Основой "пленки-невидимки" является тефлон с интегрированными в его структуру микроскопическими керамическими цилиндрами. Другие подробности о составе покрытия не сообщаются.
- Материал работает, если его толщина составляет одну десятую длины волны, от которой надо замаскироваться. В среднем длина волны радаров кораблей и ракет составляет около трех сантиметров. Толщина покрытия, соответственно, будет три миллиметра, - рассказал руководитель проекта Бубакар Канте из Калифорнийского университета.
Существующие сейчас радиопоглощающие пленки и краски для самолетов работают по тому же принципу, однако их толщина должна на порядок превышать длину волны радара. Это значительно увеличивает вес и стоимость самолетов.
- Пока наше покрытие работает лишь с излучением на конкретной частоте, но в перспективе мы планируем создать материал, который будет эффективен в широком диапазоне волн, - в том числе оптическом, - продолжил профессор Канте.
Пока же тефлон с керамикой эффективен, если излучение падает на него под углом 42-48 градусов. То есть, чтобы воспользоваться его чудесными свойствами, американскими самолетам необходимо подходить к радарам строго определенным курсом.
Но даже это вряд ли спасет самолеты-"невидимки" от новейших низкочастотных РЛС России. Оборудованные ими зенитно-ракетные системы С-400 и С-500, мощные радары систем обнаружения видят самолеты противника, невзирая на их стелс-технологии. Истребителю пятого поколения ПАК ФА делать это помогает интегрированная в фюзеляж система радиоэлектронной борьбы "Гималаи". А разрабатываемый в КБ Сухого высотный беспилотник сможет обнаруживать воздушные цели, оставаясь невидимым сам.
И еще один момент: если самолеты станут невидимы для радаров и людей, как избегать столкновений в воздухе и на аэродроме? Как летчики найдут вход в свою машину?