Александр Иванович, как вы оцениваете назначение тренером мужской сборной четырехкратного олимпийского чемпиона немца Рикко Гросса?
Александр Тихонов: Для меня это стало неожиданностью. Я не против того, что он пришел. Сейчас школа немецкого биатлона отличается дисциплиной, трепетным отношением к тренировкам, патриотизмом, уважением к родной земле. Вот что у них теперь главное. У нас все перечисленное на сегодняшний день отсутствует.
И как это "все", по-вашему, исчезло?
Александр Тихонов: За семь лет правления предыдущего руководства Союза биатлонистов мы многое растеряли. Как руководить командой, когда на этапы Кубка мира приезжало человек под 70 тех, кто рядом с биатлоном. И все - ВИПы, заселявшие роскошные виллы. Ведь так можно было и деградировать, что частично и произошло. Приезжаю в регионы, открываю шкафы, беру винтовки, а там - дырки не видно. Потому что спортсмены уже не чистят оружие. Разленились... Может быть, этот урок не пройдет даром. Медали за деньги не купишь.
Но все же в Ванкувере в 2010-м взяли два "золота".
Александр Тихонов: То была последняя песня. Если бы в Ванкувере я не уговорил их отменить контрольную тренировку, которую они хотели провести за три дня до старта, выхолостили бы всю команду. Ни Устюгов, ни другие ничего бы не показали. А дальше начался, буду говорить прямо, своеобразный развал. Такого разгула беспредела в дисциплине я не видывал. Тот же Устюгов Женя - самый ленивый биатлонист в большом биатлоне.
Но талантливый.
Александр Тихонов: Талант должен подкрепляться работой. А он что делал? На два-три дня куда-то уезжал, приезжал на сборы позже назначенного: для меня семья дороже биатлона. Кто ты такой по жизни? Кто тебя сделал как личность? Биатлон. Сейчас Женя ушел, и что? Полная тишина. Отдача и самоотдача, талант принадлежат народу. Так у нас говорят?
Говорили.
Александр Тихонов: Вот именно, говорили. Катастрофа - одна золотая медаль на Олимпиаде в Сочи. Теперь с избранием нового президента Союза биатлонистов Александра Кравцова дела идут получше. Кравцов плотно работает с командой. Наконец-то найдено нормальное взаимопонимание. У нас такая история зимних видов, что мы обязаны выйти из кризиса. Четвертые-пятые места - не наши.
Чего ждете от нового сезона 2015-2016? На чемпионате мира добудем "золото"?
Александр Тихонов: На мире я все-таки жду, что женщины должны попасть в тройку в эстафете. У ребят есть все шансы бороться за медали всех достоинств.
И во всех видах?
Александр Тихонов: Во всех. Надеюсь, у мужчин должен быть успех.
Знаю, что вы - яростный спорщик. И на кого из парней Александр Тихонов сделал бы главную ставку?
Александр Тихонов: Как только его назовешь, он спать перестает. Я это знаю и промолчу. Есть у нас такое поверие. У девочек посложнее, нет яркого лидера. Мне очень жаль, что Старых попала на допинге...
Что значит "попала"? Никто же ее силой использовать запрещенные вещества не заставлял.
Александр Тихонов: Здесь надо ее спрашивать, а не меня. Сомневаюсь, что спортсмены сами, без чьих-либо советов, принимали допинг. Очень сомневаюсь. Но это все уже ушло в историю. И я уверен, что у нас есть один из самых талантливых, работоспособных биатлонистов и отличный человек - это Александр Логинов. В 2016 году у него заканчивается срок дисквалификации. Саша тренируется, работает. Мы его с Кравцовым и с главным тренером Александром Касперовичем поддерживаем. Надеюсь, будет одним из лидеров, сможет в 2018-м выиграть Олимпиаду.
А что происходит с девочками? Раньше они всегда выигрывали, и вдруг никого, как вырубило.
Александр Тихонов: У меня на это простой ответ - нет пока талантов. Занимающихся - столько! Но есть проблемы. Мы начинаем тренироваться и выступать в соревнованиях еще с юношеского возраста. Радуемся: выигрываем, растим море чемпионов мира среди юношей и юниоров. А на самом деле мы молодых перегружаем. И пробиваются в большой спорт какие-то единицы. Менять систему надо. А мы в 1917-м выпустили все нормативы, по ним и живем. Конечно, утрирую, но в целом так оно и есть. В последние годы приглашали иностранных тренеров. Тому же Пихлеру платили раз в десять больше, чем своим. А на местах тренерская зарплата 30-40 тысяч. Это что, нормальное явление? И все же - я оптимист. Верил в своих, верю и буду верить.