Потенциал этого региона обозначают двумя противоположными и дополняющими друг друга характеристиками - это блестящие перспективы и при этом огромный риск.
- Несмотря на волатильность рынка углеводородов и динамику общемировых запасов углеводородного сырья, все направлено на то, что основные компании этого рынка должны искать замещения добываемых ресурсов и перспективу развития строить на более длительные периоды времени, от 10 лет вперед, - заявил на прошедшей в Петербурге конференции RAO/CIS Offshore заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов.
По его словам, несмотря на то что серьезного прорыва в области шельфовой добычи пока нет, динамика и объемы морского глубоководного бурения существенно изменились. Например, если в 1960-е годы бурили на глубине 60 метров, то сейчас глубина работ - около 2,5 тысячи метров. Наиболее изучены и важны для России акватории Карского и Баренцева морей, остальное является территорией будущего освоения. На скорости развития сказываются изменения на мировом рынке - сейчас крупные компании несут потери и вынуждены сокращать инвестиционную активность, учитывая по прогнозам увеличение себестоимости затрат на ближайшие пять-десять лет во всех регионах добычи.
Сейчас перед Россией стоят задачи технологического развития и импортозамещения, формирования локальных технологий. Многое зависит от мер государственной поддержки и налогового стимулирования - вариантом может быть создание зон с различными налоговыми ставками в зависимости от категории сложности работ в арктической зоне. Все работы там проходят в сложнейших, рискованных для жизни условиях, в тяжелой ледовой и штормовой обстановке, что само по себе влечет колоссальные затраты.
Как рассказал первый замминистра природных ресурсов Денис Храмов, сейчас можно говорить о том, что до 2035 года пока не видно никаких других топливных альтернатив, способных заменить шельфовую нефть.
- Истощаются регионы традиционной добычи, - пояснил он. - Если в 2035 году мы хотим добывать запланированные 535 миллионов тонн, но при этом уже отработаем технологию извлечения сложных пластов, то становится понятно, что все идет к развертыванию активной работы на континентальных шельфовых месторождениях.
По словам заместителя министра, исходя из нынешней геолого-геофизической изученности, из анонсированных 126 миллиардов тонн условного топлива около 22 миллиардов тонн приходится на жидкие запасы. Сейчас на территории РФ пробурено 287 скважин, открыто 68 месторождений и ведется активное их лицензирование. По словам Храмова, министерство делегировало нескольким компаниям право проводить на шельфе геологоразведку по лицензии и обязало проводить перед разработкой весь комплекс необходимых исследований, и эти меры позволят понять, насколько можно рассчитывать на шельф в энергобалансе страны. Сегодня 38 процентов российского шельфа передано госкомпаниям.
- Надо понимать, что объем предстоящих работ на шельфе огромен, - пояснил чиновник, - одна неуспешная скважина понижает порог рентабельности проекта чуть ли не на четверть, вот почему так важна геологоразведка. К тому же нужно определить, какая инфраструктура там понадобится, какую политику природоохраны там проводить. Еще без геологоразведки России не занять сильную переговорную позицию в вопросах разграничения континентального шельфа между странами арктической пятерки - и эту позицию желательно сформировать в ближайшие лет пять.
В целом пока у России освоение шельфа продвигается крайне медленно по сравнению с другими арктическими странами. Так, за последние два года у нас вообще нет новых открытых месторождений, и динамика добычи на существующих - плохая. Для сравнения, у нас 80 миллионов тонн против 180 миллионов тонн, добытых в Норвегии за два года.
По словам академика Алексея Конторовича, пока нельзя с полной уверенностью сказать, какие запасы преобладают на шельфе, нефтяные или газовые. Отсюда сложно выбрать специфику оборудования для бурения и добычи.
- Возникшие сегодня санкционные ограничения ставят нас в тяжелое положение, нам придется самостоятельно развивать соответствующие технологии, - говорит ученый. - Идущая работа "Газпрома" и "Роснефти" показывает, что такие возможности у нас есть и на них можно сосредоточиться, поскольку опираться только на иностранных поставщиков было бы неправильно.
Тем не менее на конференции стало известно о дефиците плавучих буровых установок, который скоро могут испытать российские добывающие компании. По данным минэнерго, пока ожидается, что он составит 20 единиц, а вот запчастей к буровым платформам может не хватать до 150 тысяч единиц в год.