Цель поправок в Налоговый кодекс - стимулирование привлечения средств благотворителей для финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры. Документом предлагается предоставить физическим лицам право на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере суммы пожертвований, не более 30% суммы дохода, если получателем является государственная или муниципальная организация культуры. Одновременно предлагается включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных организацией государственным и муниципальным учреждениям культуры, а также некоммерческой организации на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
По мнению авторов документа, введение таких льгот поможет без дополнительного бюджетного финансирования сохранить сложившуюся сеть государственных и муниципальных организаций культуры и создать условия для их развития.
"Налоговые льготы для благотворителей хорошо известный во всем мире инструмент, - отмечает председатель комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева. - При тонкой настройке и умелом использовании государство могло бы с его помощью решать часть социальных задач и формировать одобрительное отношение к тому бизнесу, который готов работать не только на себя, но и в интересах общества".
Однако для налоговиков документ содержит не слишком однозначное определение получателя средств. "Для нас важно знать, кто будет получателем средств, - говорит Светлана Базанова, заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России. - Ни у кого нет сомнений, что Третьяковская галерея - это музей. Но где определение музея в законодательстве? Точнее, определение есть, но нормы в нем исключительно оценочные". Кроме того, освобождение от налогов могут получить благотворители, которые жертвуют не напрямую театрам и музеям, а НКО. "НКО, действующие в сфере культуры, - это не очень четкое определение", - считает Светлана Базанова. Этот термин следует раскрыть в документе, чтобы не было сомнений в том, кто имеет право на получение льготы. "Если в законопроекте будет четко прописано, кто получает пожертвование, на что получает, у нас вопросов не возникнет", - заявляет представитель ФНС.
Второй законопроект с поправками в НК РФ в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций должен способствовать укреплению финансовой устойчивости деятельности социально-ориентированных НКО, увеличению объемов получаемых ими целевых поступлений, а также привлечению долгосрочного финансирования на объемные проекты в соцсфере. Документом предлагается предоставить налогоплательщикам право уменьшить полученную в текущем периоде налогооблагаемую прибыль на сумму средств, перечисленных налогоплательщиком некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала. "НКО в прошлом году в целевой капитал по всей стране привлекли около 2 млрд рублей", - сообщила Светлана Базанова. Много это или мало, представитель ФНС не решилась оценить, но отметила, что введение преференции для благотворителей увеличит выпадающие доходы бюджета.
Изменение необходимо для выравнивания возможностей физических и юридических лиц в благотворительности. С 1 января 2012 года действует социальный налоговый вычет в сумме доходов, перечисленных гражданами в виде пожертвований НКО на формирование и пополнение целевого капитала в размере 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению по ставке 13%. В результате сложилась ситуация, при которой физические лица могут делать пожертвования из своего дохода без уплаты налога, а организации - нет. Для юридических лиц единственной возможностью передачи денег в целевой капитал некоммерческих организаций является чистая прибыль компании, то есть после уплаты всех налогов.
Освободить от налогов компания получит право не все перечисленные в пользу НКО средства. Уменьшить прибыль благотворитель может в пределах действующего лимита расходов на иные виды рекламы, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ (1% выручки от реализации). Это служит определенной мерой предосторожности. Ограничение суммы лимитом на иные виды рекламы не дает пользоваться компаниям этой льготой для ухода от уплаты налогов. Также в случае возврата пожертвования налогоплательщику налог будет восстановлен.