По крайней мере, в этом уверены специалисты агентства перспективных исследовательских проектов минобороны США (DARPA), представившие систему, позволяющую винтокрылым машинам приземляться почти на любую твердую поверхность без опасности повредить ротор.
Вместо стандартного колесного шасси или металлических лыж инженеры предложили адаптивное "четырехногое" устройство, каждая опора которого оснащена силовыми чувствительными датчиками. Они при посадке определяют угол развертывания так, чтобы корпус вертолета оставался в горизонтальном положении. Роботизированная система позволяет также при необходимости наклонять борт в разных плоскостях, при этом риск зацепки поверхности винтами сводится к минимуму.
Во время полета опоры подтягиваются к "брюху" винтокрылый машины, оказывая минимальное влияние на аэродинамические показатели.
- Разработанное нами оборудование, смонтированное на беспилотном вертолете, успешно продемонстрировало способность приземляться и взлетать с площадок со сложным рельефом. При традиционных шасси это было бы невозможным, - заявил руководитель программы DARPA Ашиш Багай.
Он добавил, что инновационное шасси как минимум в пять раз по сравнению с обычным снижает риск повреждения воздушного судна при жестких посадках, обеспечивает стабильную посадку и взлет на склонах до 20 градусов, а также упрощает задачу пилота при палубной посадке.
По сведениям главы проекта, роботизированное посадочное устройство может устанавливаться на вертолеты практически любого типа и габаритов. В настоящее время к испытаниям системы подключились специалисты Технологического института Джорджии.