В документах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) отмечается, что цель организации - это всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Одна из важнейших задач, которую предстоит решить этой международной организации региональной экономической интеграции, - формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов.
Создавать общий рынок нефти и нефтепродуктов членам ЕАЭС предстоит отнюдь не с чистого листа. В рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), образованного в октябре 2000 года Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном, были подписаны соглашения и договоры, отменившие таможенный контроль на внутренних границах, зафиксировавшие договоренность о проведении общей экономической политики и формировании общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификации национального законодательства и проведении согласованной социальной и научно-технологической политики.
В 2010 году участники Единого экономического пространства подписали соглашения, определившие единые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий, порядок организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, позднее ставшие частью Договора о ЕАЭС и зафиксировавшие важнейшие договоренности сторон в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Москва, Астана и Минск договорились тогда, во-первых, предоставить доступ к системам транспортировки, расположенным на территории каждого из государств - участников Единого экономического пространства, для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территориях России, Казахстана и Белоруссии, на тех же условиях, что и для хозяйствующих субъектов страны, по территории которой осуществляется транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов. Во-вторых, закрепить за национальными регулирующими органами определение тарифов на услуги национальных естественных монополий. В-третьих, выровнять тарифы на транспортировку в рамках одного маршрута для всех хозяйствующих субъектов государств, осуществляющих транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов на территории страны - участницы Единого экономического пространства.
По мнению экспертов, в свете поставленной задачи по формированию общего рынка особенно важно то обстоятельство, что правила предоставления недискриминационного доступа к системам магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов действуют на территории Российской Федерации еще с марта 2011 года. Они полностью соответствуют договоренностям, достигнутым в конце 2010 года, и распространяются на всех грузоотправителей компании "Транснефть".
Что же касается тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральным транспортом, то они в связи с договоренностями 2010 года уже изменились для некоторых потребителей. Так, были отменены льготы для грузоотправителей из Казахстана, для которых стоимость перекачки нефти по территории РФ выросла до величины, установленной для российских производителей.
Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС будет осуществляться на основании пяти принципов, одобренных всеми государствами, входящими в Союз. Во-первых, это неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных или иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение. Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе их за пределы таможенной территории Союза определяется отдельными, в том числе двусторонними соглашениями государств-членов. Во-вторых, это приоритетное обеспечение потребностей в нефти и нефтепродуктах входящих в ЕАЭС стран. В-третьих, унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств - членов Союза. В-четвертых, обеспечение экологической безопасности и, наконец, в-пятых, информационное обеспечение общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Определена и дорожная карта движения к этой цели, то есть этапы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов. На первом этапе странам - участницам ЕАЭС необходимо было согласовать методологию формирования совместных прогнозных и фактических балансов нефти и нефтепродуктов. Это поможет успешно планировать снабжение государств Союза сырьем и продуктами его переработки. Также нужно было создать правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов. Этот первый этап уже завершен: методология согласована, правила действуют.
До 1 января 2016 года Высшему совету ЕАЭС предстоит утвердить концепцию формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
До 1 января 2018 года тот же Высший совет утвердит программу формирования этих рынков. Включенные в нее мероприятия должны быть выполнены до 1 января 2024 года. А после этой даты запланировано заключение государствами - членами ЕАЭС международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов, содержащего в том числе единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях стран Союза. Документ должен вступить в силу не позднее 1 января 2025 года
Справка
Численность населения входящих в ЕАЭС государств - 182,1 млн человек. В 2014 году внутренний валовый продукт стран союза составил 2,2 трлн долл., объем промышленного производства - 1,3 трлн долл. Добыча нефти - 607,5 млн т (1-е место в мире), или 14,6% мирового производства. Добыча газа - 682,6 млрд куб. м (2-е место в мире), или 18,4% мирового производства.