Удержаться на высоте
Что требуется вузу, чтобы стать лидером? Конечно, необходимо быть эффективным, реализовывать основные образовательные программы и выполнять научно-исследовательские работы. Но также важно и то, как трудоустраиваются выпускники, как растет зарплата профессорско-преподавательского состава и как организовано военно-патриотическое воспитание курсантов.
"Ушаковка" - особый вуз, здесь все связано с морем. Еще в 60-е годы прошлого века специалистам стало очевидно: самый выгодный морской путь транспортировки нефти лежит в южном направлении - через Новороссийск, где есть необходимая портовая инфраструктура и морское пароходство. А в сентябре 1975-го появилось и Высшее инженерное морское училище, перед которым отрасль сразу поставила важнейшие государственные задачи.
В город у Черного моря приехали 33 лучших преподавателя из Ленинграда, Одессы и Владивостока. Среди них были 17 кандидатов и один доктор наук.
Возглавил НВИМУ Владимир Удалов, которому удалось продвинуть идею создания в вузе кафедры военно-морской подготовки. Он также настоял на открытии не двух - судоводительского и судомеханического, но и еще одного факультета - технической эксплуатации транспортного радиооборудования. В 1976 году здесь открылась научная лаборатория, занимающаяся проблемами повышения эффективности эксплуатации нефтеналивного флота. Так в вуз пришла серьезная наука.
Исследовательские коллективы, возглавляемые профессорами Сергеем Ольшамовским и Владимиром Матевосяном, взялись за решение актуальных проблем обеспечения безаварийной эксплуатации танкерного флота. А вскоре была получена и государственная задача: требовалось разработать технические условия по перегрузке повышенного объема зерна, транспортируемого морскими судами к причалам Новороссийского порта. Эту первую хоздоговорную научно-исследовательскую тему и поручили ученым НВИМУ. Они также выполнили ряд работ по переводу судовых дизелей на более дешевое топливо - флотский мазут, а разработанная в вузе система централизованного контроля температуры поршней и подшипников была не только внедрена на рыболовных морозильных супертраулерах, но и стала темой докторской диссертации Анатолия Самойленко.
В восьмидесятые годы училищу поручили выполнить десять крупных отраслевых научно-исследовательских работ по заказу Главного управления Регистра Судоходства СССР. Еще одним заказчиком профессуры НВИМУ были Министерство морского флота и академия наук СССР. На радиотехническом факультете под руководством Валерия Чернышева изучались методы повышения эффективности гидролокационных станций, создавались региональный канал и комплексный центр сбора и передачи океанологической информации.
Одними из первых в стране в Новороссийском училище стали проводить исследования в области цифровой вычислительной техники. А работы известного ученого НВИМУ профессора Александра Плонского, посвященные разработкам многоступенчатого кварцевого генератора, были тиражированы и опубликованы на множестве языков мира. Именно он придумал и внедрил устройство для технической диагностики трубопроводов высокого давления.
За первые десять лет в училище выполнили более 50 научно-исследовательских работ. Был создан хозрасчетный научно-технический и производственный центр "Звезда", обеспечивающий взаимодействие научного потенциала училища с заказчиками - предприятиями морской транспортной отрасли и флота. А ежегодный объем хоздоговорных отраслевых научных исследований, выполняемых НВИМУ с 1976 по 1991 год, вырос с 33 до 915 тысяч долларов.
Экономика должна быть
В 1992 году училище было реорганизовано в Новороссийскую государственную морскую академию. Здесь открылось сразу несколько новых специальностей, появилась аспирантура, а вслед за ней и диссертационный совет. В вузе начали вести научные исследования, отвечающие мировым тенденциям развития отрасли. Были предложены новые подходы технологического проектирования инфраструктурных объектов морской транспортно-логистической системы и пути повышения эффективности работы предприятий отрасли.
В эти годы в фокусе внимания ученых находилась экономика. Новороссийское морское пароходство и Центральный научно-исследовательский институт Морского флота заказали академии 23 отраслевые научно-исследовательские работы. Ученые занимались определением оптимальных технико-эксплуатационных характеристик судов нового поколения, расчетом и обоснованием нормативов для рейсового планирования, учетом и анализом перевозок иностранных фрахтователей. К концу 90-х годов появились заказы уже и со стороны отраслевых компаний, заинтересованных в решении прикладных научных задач. Главный итог перестроечных 90-х - создание новой отраслевой экономической науки.
В 1996 году в вузе открылся факультет экономики и управления, были созданы три мощные экономические школы. Уже к 2010 году бюджет академии вырос в 17 раз, а зарплата профессорско-преподавательского состава увеличилась в 11 раз!
А вскоре на фоне начинающей свой рост экономики возникла необходимость в инновационных технологиях, так сказать, своих "силиконовых долинах". А еще громадная потребность в ученых - эксплуатационниках и их разработках в области снижения затрат. Как увеличить объемы перевозки нефти через турецкие проливы? Какими должны являться оптимальные технические характеристики судов для такой перевозки? - это были вопросы, важные для всей страны. Другая, не менее важная тема международного уровня - глобальная система связи на море при бедствиях. Под руководством морской администрации порта Новороссийск ученые академии включились в эту работу, и 27 апреля 1997 года состоялся первый выход в эфир, а через год проект был окончательно завершен.
Белый лист доверия
В начале 2000-х морские вузы России вышли на международную арену. Но, чтобы показать возможности российского морского образования, потребовалось предъявить зарубежным аудиторам свою систему подготовки, тренажерное оборудование, методические комплексы. Подобное доверили только двум академиям страны - Новороссийской и Санкт-Петербургской. Благодаря этому Россия с первого раза вошла в "Белый лист IMO". В огромной степени высокий уровень вуза обеспечивает университетская наука.
В ГМУ действует старейшая научная школа в области технико-экономического нормирования и работы портовых комплексов, родоначальником которой стала профессор Светлана Иванова. Сегодня здесь решают важнейшие исследовательские задачи профессора Анатолий Бачище, Сергей Кондратьев, Евгений Хекерт, Геннадий Зеленков, Борис Штефан, Татьяна Тимченко, Геннадий Панамарев. При этом важно, что научные разработки ложатся в основу всей образовательной деятельности университета: курсанты самостоятельно проводят эксперименты, приобретая не только знания, но и навыки научной деятельности. А главное - они занимаются на лабораторном оборудовании, изобретенном преподавателями академии.
Благодаря этому курсанты по-настоящему увлекаются наукой. Ежегодно 150 выпускников становятся аспирантами. Многие уже опубликовали свои первые труды и защитили диссертации. Каждый десятый преподаватель вуза - бывший курсант университета. "Ушаковцы" гордятся тем, что их Институт повышения квалификации работников отрасли является крупнейшим в стране по набору учебного оборудования и по объему подготовки. Сегодня морским транспортным компаниям не обойтись без расчетов подходных каналов, систем обеспечения безопасности мореплавания, схем швартовок, а также без обработки логистической информации, разработки различных технологических схем и операций. На Юге России все это - зона ответственности ученых ГМУ. Ими издано более сотни монографий, 50 учебников, получено 17 патентов на изобретения.
В 2012 году МГА была реорганизована в Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Это дало вузу не только независимость, но и позволило усилить темпы развития, а в итоге - стать лидером отрасли. Вот один из последних примеров. С появлением поправок к Международной конвенции по подготовке моряков и несению вахты 2010 года пришлось не просто пересмотреть, а заново обновить учебное оборудование и образовательные технологии. Проверка европейским агентством по морской безопасности и независимый аудит по требованиям международной морской организации подтвердили самый высокий уровень готовности вуза к выполнению международных требований.
Жан Трестуар, председатель специальной комиссии Евросоюза:
- Содержание программ Новороссийского государственного морского университета позволяет считать его одним из самых перспективных морских вузов во всей Европе.
Справка
В университете работают 42 доктора наук, 245 кандидатов наук и доцентов. Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 391 человека. Здесь создана многоуровневая система подготовки: среднее образование (навигацкая школа), среднепрофессиональное (морской колледж), высшее, программы аспирантуры, магистратуры и докторантуры.
На правах рекламы