28.09.2015 21:39
Общество

Россия и Азербайджан поделились опытом образовательной интеграции

Россия и Азербайджан: опыт образовательной интеграции
Текст:  Александр Гущин (доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ))
Российская газета - Федеральный выпуск: №218 (6789)
Развитие процессов интернационализации образования должно сочетаться с сохранением специфики национальной образовательной практики. Пожалуй, такой формулой можно описать существующие ныне тенденции в российской и азербайджанской образовательных системах.
Читать на сайте RG.RU

С разницей в один год - Россия с 2004 года и Азербайджан с 2005 года - наши страны стали внедрять в свои образовательные системы принципы Болонской декларации. Таким образом, транзитный период и индикативный план реформ - формирование организационных, нормативных, методических основ участия вузов и других учебных заведений в процессе приведения образования к международным стандартам, приблизительно совпадают по содержанию и времени проведения. Скажем, в Азербайджане, как и в России, в рамках международных стандартов, количество аудиторных часов по обязательным предметам у студентов вузов уменьшено: в среднем с 4140 часов до 3305 часов. При этом увеличено время лекций по самостоятельно выбранным предметам - с 10% до 20% от общего времени занятий. Достаточно близки между собой и структуры минимальных государственных требований к содержанию и уровню подготовки бакалавров, ряд других показателей и стандартов. В то же время, произошло определенное переосмысление того, что можно получить из процесса глобализации и либерализации образования (ставка на самостоятельность студентов) вкупе с национальным опытом в этой сфере. Сотрудничество азербайджанских и российских вузов как раз исходит из данного принципа: почерпнуть что-то новое для модернизации лучших образцов национального образования, при этом изучить и соотнести российский опыт с азербайджанским.

Система образования в Азербайджане вышла на новый уровень
Взаимодействие вузов России и Азербайджана создает фундамент для долгосрочного партнерства

Недавно заключено достаточно перспективное соглашение о сотрудничестве между российским НИУ "Высшая школа экономики" и Азербайджанским государственным экономическим университетом (АГЭУ). Принято решение о создании совместного лицея, осуществлении программ по двойным дипломам на уровне бакалавра и магистра, организации online-курсов и проведении совместных научных исследований. Взаимодействие с российским вузом стало дополнительным фактором, повлиявшим на международный рейтинг АГЭУ. В 2015 году он впервые попал в top-5000 университетского рейтинга, по версии организации Webometrics, которая ранжирует 25 тыс. вузов мира. В данном рейтинге 41 азербайджанский университет, и АГЭУ стал лучшим из них. В этом учебном году открывает свои двери и Бакинский филиал Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Целью создания Бакинского филиала университета является не только усовершенствование медицинского образования, но и расширение сотрудничества с престижными мировыми центрами медицинского образования посредством тех программ, которые предлагает российский вуз.

Понятно, что дело не только в достаточно высоком качестве российского специального образования. Азербайджанская элита, многие видные представители которой воспитаны на лучших образцах российской культуры, несмотря на объективный рост популярности западного образования, видит свое развитие в рамках широкого и гармоничного взаимодействия с российским социокультурным пространством. В этом контексте симптоматична фраза Мехрибан Алиевой, которая, кстати, является выпускницей Первого медицинского университета, - в одном из своих интервью она отметила: "Лично для меня как в советское время, так и сейчас журнал "Иностранная литература" - это возможность знакомиться с различными произведениями мировой литературы". Отношение азербайджанской элиты к российской культуре во многом формирует направления межвузовского сотрудничества.

В этом плане один из самых удачных примеров взаимодействия российской и азербайджанской высшей школы - азербайджанский филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Открытый в 2008 году, он стал лучшим среди остальных пяти зарубежных филиалов МГУ в плане наличия собственной учебной инфраструктуры (новейшего кампуса и учебных корпусов, выстроенных специально для вуза по оригинальному архитектурному проекту) и больших бюджетных возможностей. Огромная заслуга в развитии вуза принадлежит его ректору, члену-корреспонденту Академии наук Азербайджана, профессору Наргиз Пашаевой.

Как организована продленка для младших классов в США

Ежегодно несколько сотен азербайджанских студентов начинают обучение по различным специальностям в России. Часть из них обучается по квоте российского минобразования (от 250 до 300 в разные годы), часть студентов обучается за счет азербайджанского бюджета.

Уникальную роль в процессе взаимодействия вузов двух стран играет Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Речь в данном случае идет как о педагогической, так и о научной составляющей. В РГГУ на кафедре стран постсоветского зарубежья уже несколько лет идет обучение студентов азербайджанскому языку, истории и истории культуры Азербайджана. За последние годы состоялся целый ряд мероприятий, посвященных развитию российско-азербайджанских отношений, и что особенно важно, идет активная исследовательская и методическая работа. Примером того является появление монографии "Российско-азербайджанские отношения (90-е годы XX - начало XXI века)", автором которой является ректор РГГУ, заведующий кафедрой стран постсоветского зарубежья, председатель Общества дружбы России и Азербайджана Е.И. Пивовар. На кафедре также подготовлен учебник "Азербайджанский язык для начинающих", автор А.А. Аскеров, а издан ряд других его методических разработок. РГГУ имеет двусторонние соглашения и реализует программы сотрудничества, в том числе студенческого обмена с Бакинским славянским университетом, Бакинским государственным университетом.

Сегодня взаимодействие вузов России и Азербайджана является не только фактором развития систем образования и науки двух стран, но и явлением, формирующим фундамент долгосрочного социально-экономического и гуманитарного партнерства. Это является примером того, как инструментарий "мягкой силы", о котором так часто говорят в последнее время, может быть эффективно применен к взаимной выгоде сторон.

Образование