По словам Олега Степанова, врача и основателя бань и комплексов, такой бизнес привлекателен невысокой стоимостью открытия и быстрой раскруткой. Хотя в крупных городах открыть баню сложнее из-за высокой аренды, но у этого бизнеса есть и другие направления. "Банный бизнес сегодня разделился по подгруппам: продажа, строительство, изготовление сопутствующих товаров и оказание услуг. Несмотря на большое количество различных фирм, рынок не насыщен", - говорит Олег Степанов.
По замечанию Алексея Немерюка, руководителя столичного департамента торговли и услуг, объем реализации услуг бань и душевых за восемь месяцев 2015 года составил 1,6 млрд руб. при общем объеме бытовых услуг 15,1 млрд руб. Удельный вес услуг бань и душевых в объеме бытовых услуг достигает 10,6%. "У большинства москвичей есть отдельные квартиры с удобствами, но их интерес к банным услугам с каждым годом возрастает. При этом сегодня баня востребована в комплексе с услугами здоровья, красоты и отдыха", - говорит Алексей Немерюк.
Начиная с 2002 года количество предприятий, оказывающих населению услуги бань и душевых, увеличилось в 2,4 раза, то есть с 109 до 258 предприятий. Из них более 200 - небольшие бани и сауны при гостиницах, салонах красоты, физкультурно-оздоровительных комплексах, спортивных клубах, 34 - банные объекты с залами общего пользования, площадью от 350 до 4000 кв. м.
При этом открытие новых банных объектов и капитальный ремонт городских бань происходит за счет инвесторов. Строительство, реконструкция, модернизация банного объекта обходится более чем в 300 млн руб., сроки возврата вложенных инвестиций - 30-35 лет.
"Содержать коммерческую баню - это очень сложный бизнес. Чтобы выжить, предлагают ресторанные и гостиничные услуги. Баня в чистом виде - это социальный, гуманитарный проект", - считает Владимир Ляхов, председатель Гильдии банного и печного дела. Сейчас в банях помимо основного сервиса можно воспользоваться парикмахерскими, косметическими услугами, там же работают буфеты-бары, бассейн. Престижные бани оснащены современным прачечно-гладильным оборудованием, где можно заказать даже ремонт одежды.
"Бизнес и коммерция преподносят баню как "оздоровление с удовольствием", а из-за рентабельности приходится оплачивать дополнительные услуги, чтобы на этом заработать. Так, в общественной бане устраивают ресторан, предлагают алкоголь. Но те, кого привлекает оздоровительное действие бани, понимают, что это нагрузка на организм, похожая на пробежку в 1-3 км", - замечает Владимир Ляхов. Он добавил, что широкое разнообразие дополнительных услуг приводит к угасанию популярности настоящей русской бани. "Людей приучают к саунам-24", - говорит он.
По словам Василия Ляхова, основателя "Школы банного мастерства", для малого бизнеса привлекательным может быть клубная либо индивидуальная баня. Он отметил, что баня в традиционном смысле - продукт на любителя. "Вот уже более десяти лет мы занимаемся пропагандой бани на массовых мероприятиях. За это время наша аудитория сильно помолодела. Отчасти это дань моде, но мода постоянно меняется. Это можно заметить по аналогичным бане продуктам, например фитнес-центрам и спа-салонам. Только правильное, комплексное построение структуры услуг может создать долгосрочную привлекательность банного бизнеса", - заметил Василий Ляхов.
При этом у банного дела есть ряд недостатков. Среди них: слишком много времени на одного клиента, примерно от одного до четырех часов, большая площадь на одного клиента - от 15 кв. м, высокая цена стартового вложения средств на оборудование комплекса и ограниченные услуги, при традиционном построении банного бизнеса. Из этого складывается высокая стоимость похода в баню.
Впрочем, у традиционной бани нет альтернативы, и своего клиента-любителя она не потеряет. "Хорошая баня - это прекрасный комплексный салон по уходу за телом. Все, что могут предложить специалисты, занимающиеся нехирургическими методами ухода за телом, может применяться в бане. Чек в клубной бане, с обслуживанием специалиста, стартует от 2000 рублей за два часа", - говорит Василий Ляхов.
Чего стоит опасаться в банном бизнесе? В прямом смысле - "прогореть". В банях часто возникают пожары. По мнению экспертов, металлические печи и различные дымоходы, используемые дачниками, становятся причиной пожаров. Температура более 50 градусов для деревянных конструкций считается пожароопасной по правилами МЧС. На практике в бане бывает 100 градусов и более, а стенки металлических печей нагреваются до 200-300 градусов. "В этом смысле бани существуют вне правового поля. Пожарные приезжают лишь на пожары, а не тогда, когда надо принимать баню в эксплуатацию, что помогло бы предотвратить пожары", - отмечает Владимир Ляхов.