Четыре события ушедшего века все привлекают наше внимание и поныне: две мировых войны и две бескровные смены власти, потрясшие мир - Великая Октябрьская революция и Горбачевская перестройка. Они, пожалуй, равновелики по последствиям. Хотя последнее слово о них не сказано, да, видимо, его и не будет, последнего слова, если мы и сегодня продолжаем спорить о Куликовской битве, ставшей предтечей Великой России. И концом татаро-монгольского евразийского владычества.
У этой книги, которую написал наш коллега Анатолий Юрков и только что выпустило издательство "Художественная литература", началась жизнь раньше рождения. Такое редко, но случается в книжном мире: над произведением писателя еще трудятся в издательстве, а главы из нее уже гуляют по страницам журналов и газет. Так получилось и с книгой А. Юркова "Несердечные страсти": журналы "Юность", "Форум", "Родина", "Российская газета" и ее еженедельник "Неделя", другие издания "раскассировали" новинку по частям в течение 2015 года.
Что их привлекло в новой работе журналиста и писателя?
Необычный взгляд на события и фигуры истории и сострадание к жертвам войн? Возможно, и это. Но, скорее всего, нестандартные оценки, и тем, и другим, на которые отваживается автор. Он пытается разгадать узловые моменты великих событий и поведения великих людей, вокруг которых история много чего наплела, то ли завидуя судьбоносам, то ли оставляя потомкам головоломки событий. Тех, которые оставили эхо в веках.
В новой книге Анатолия Юркова, вышедшей в год 70-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, ощущаются сполохи этих событий, ее страницы пахнут гарью пожарищ и бомбежек, между ними застряли стоны изувеченных солдат и слезные причитания матерей. Но на этом фоне великих трагедий автору удалось поговорить по-человечески и с героями-победителями, и с их жертвами. Вернее сказать, выслушать и тех, и других.
Вот оскорбленный расстроенным, на грани паники, Главнокомандующим, будущий Маршал Победы Георгий Жуков рвется на фронт, в окопы, в свою стихию, чтобы в смертельном бою остановить рвущегося к сердцу Родины врага, безостановочно и беспощадно сокрушающего нашу жизнь, которую мы, надрывая пупки, строили и обустраивали на огромном пространстве СССР. Теперь фашисты ее крушат огнем и мечом.
Мы все - и школьники, и седоусые ветераны Первой мировой - знали, что Красная армия - непобедимая и легендарная. Но враг - вот он: до Москвы рукой подать. Кто из них - маршал Георгий Жуков или диктатор Сталин - был важнее для победы над фашизмом? Мы можем только гадать, каждый на своих картах, но ответ один: солдат. Это он победил. Стоял насмерть, но спас. Миллион раз умирал, но победил. Как в первой "чистой" победе под Ельней в сентябре 1941 года, когда солдаты Жукова погнали фашистскую армаду вспять на целых 25 километров до самой речки Стряну.
Он сам решился на этот поединок с броневой силой в момент самого унизительного состояния Советской армии, когда до Москвы оставался один бросок, а она все пятилась и пятилась, устилая нескошенные хлеба полей телами хлеборобов, как осенние подмосковные леса опадающей листвой. В истории Ельнинская дуга осталась первой крупной военной победой над фашистскими агрессорами, которую одержал опальный маршал Жуков, брошенный в окопы под Ельню отчаявшимся Сталиным. И, может быть, первым покаянием того "отца народов", который понял, что есть люди, которых ему не сломить и без которых ему войну не выиграть!
Особняком в "Несердечных страстях", пожалуй, костяком всего повествования, высится глава "Гумилев против Гумилева, или Двугорбый верблюд на айсберге". Это и критический разбор тезиса историка Льва Гумилева о "содружестве" Золотой Орды с Русью и о полном его отрицании татаро-монгольского ига как такового. Но это и отпор клеветникам русского писателя ХХ века Владимира Чивилихина, патриота своего Отечества, автора трилогии "Память", получившей Государственную премию СССР в 1982 году. Автор не скрывает, что и взялся-то за перо, чтобы защитить честь, достоинство и светлую память своего коллеги по "Комсомольской правде", ставшего известным писателем-патриотом Отечества.
И как прощальная слеза уходящего века с его пороховым саваном и вероломным самовластием - "Звезда плакучая" Георгия Пряхина, которую критик А. Юрков считает одним из лучших произведений российской художественной литературы наших дней. Ей и посвящает заключительные строчки своих "Несердечных страстей".