Парламентарии полагают, что необходимо изменить федеральный закон "О рекламе". Он разрешает клеить афиши, плакаты, а также "украшать" ими щиты, стенды и другие специальные конструкции, запрещая размещать все это лишь на знаках дорожного движения. О других излюбленных расклейщиками листовок местах в законе речи не идет. Между тем двери подъездов, стены домов и остановочные павильоны в городах пестрят всевозможными объявлениями. И на городской улице почти не встретишь фонарный столб без следов бумаги и клея.
В муниципальных образованиях борются с этой бедой неустанно, неся ощутимые расходы. К примеру, на очистку Кемерова от незаконных объявлений за восемь месяцев нынешнего года потратили 3,5 миллиона казенных рублей. И это - в условиях острого бюджетного дефицита. Но доморощенным маркетологам по-прежнему неймется. Областной центр периодически переживает "варфоломеевские ночи" вроде той, что устроила минувшим летом одна из служб такси. Специально нанятые ею люди под покровом темноты заклеили полгорода афишами с номером телефона диспетчера и жутковатыми портретами Шрека. А до этого на все, что только под руку попало, лепили афиши с Симпсонами.
Полиция провела проверку, и материалы в отношении сомнительной таксофирмы, зарегистрированной в Тюмени, передали в администрацию Кемерова. Согласно областному закону об административных правонарушениях, за широкомасштабную акцию, обезобразившую часть столицы области, фирмачам грозит до тридцати тысяч рублей штрафа.
Однако, как сообщает пресс-служба облсовета, Верховный суд РФ сделал вывод, что установление в законодательстве субъектов федерации административной ответственности за нарушение правил размещения рекламы недопустимо. Потому что такая ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
"Но поскольку в федеральном законе "О рекламе" нет ограничений по размещению, местам расклейки и нанесения рекламных текстов и изображений, то и оснований для привлечения к ответственности в данном случае нет, - пояснили в пресс-службе. - И эта правовая неопределенность влечет за собой дополнительную организационную и финансовую нагрузку на органы местного самоуправления. Ведь все, что касается благоустройства городской территории, по закону, относится к вопросам местного значения".
Чтобы создать условия для воздействия на правонарушителей и устранения лишней нагрузки на местные бюджеты, кузбасские парламентарии предлагают законодательно ограничить места распространения "наружки". Точнее, дополнить статью 19-ю закона "О рекламе" такими словами: "Распространение рекламы (размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок, нанесение надписей и графических изображений, содержащих сведения рекламного характера) вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления, не допускается". Специально отведенные места - это стенды со словами "Объявления" и "Информация".
Ирина Гайденко, начальник Государственной жилищной инспекции Кемеровской области:
- Любая реклама на фасадах жилых домов может размещаться только с согласия собственников квартир, поскольку фасады - это общедомовое имущество. Доходы от размещения рекламы, по решению общего собрания собственников, направляются на содержание дома, а также на его текущий ремонт. И если собственников не устраивают условия, на которых размещается реклама, они могут настаивать на изменении этих условий. Или вовсе запретить использование общедомового имущества в подобных целях.