30.09.2015 20:42

Южный Урал предложит россиянам уникальный туристический продукт

Южный Урал готов предложить россиянам уникальный туристический продукт
Текст:  Михаил Пинкус (Челябинская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №220 (6791)
Челябинская область заявила о намерении войти в перечень территорий страны, где при поддержке федерального центра идет масштабное развитие туриндустрии. С проектом "Золотого кольца горного Урала" в минувшие выходные познакомился глава Ростуризма Олег Сафонов, встретившийся с главой региона Борисом Дубровским и резидентами нового туристического кластера. Итогом этой встречи стало подписание соглашения с правительством региона.
Читать на сайте RG.RU

Идея объединения "жемчужин" Южного Урала еще находится в стадии разработки, но уже получила положительные оценки экспертов. На межрегиональном форуме "Внутренний туризм. Инструкция по применению" ее отметили как перспективный проект государственно-частного партнерства.

Создаваемый в регионе туристический кластер призван объединить известные далеко за пределами Урала горнолыжные центры, национальные парки, санатории и памятники историко-культурного наследия - "Завьялиха", "Солнечная долина", "Зюраткуль", "Таганай", "Пороги" - и еще только начинающие о себе заявлять проекты.

К примеру, мастера Златоуста в этом году открыли для туристов "Оружейную слободу" - копию старинной кузницы с приводом от водяного колеса и оборудованием XVII-XVIII веков. И теперь каждый желающий может помахать молотом и собственноручно выковать металлическое изделие. В ближайших планах организовать целый оружейный парк, где туристы смогут познакомиться с историей российского оружия и гравюры на стали, а попутно на практике освоить профессию от А до Я: отправиться в рудник, выплавить и закалить сталь, изготовить на память сувенир.

- Увидеть златоустовские клинки интересно, но сделать их своими руками - совсем другое, - пояснил замдиректора одной из оружейных компаний города Владимир Герасимов. - Захочется приехать еще, привезти с собой знакомых, показать им полученные навыки. Конечно, туристический бизнес далек от производства, но нас часто посещают делегации, мы постоянно участвуем в выставках. Так что туристы сами нашли к нам дорогу, а мы ищем, чем их удивить.

Олегу Сафонову златоустовские оружейники тоже предложили поработать руками и отчеканить монету, воспользовавшись кузнечным молотом. Глава Ростуризма остался доволен результатом и забрал монетку на память.

По словам чиновника, туриндустрия в стране развивается сегодня очень успешно. Темпы роста за прошлый год составили 30 процентов - подобной динамикой могут похвастаться не многие сферы экономики. Статистика показывает: более 40 миллионов человек путешествуют по нашей стране. И нужно создавать для них удобные и комфортные условия.

На Южном Урале эта задача решается. Руководитель горного ландшафтного парка имени Бажова Александр Трубченинов сообщил, что в марте его компания только начинала укладывать тротуарную плитку, а в июне уже сдала первую очередь проекта, включающую девятиметровую башню с водопадом, скульптурные композиции по мотивам сказов Бажова, музей минералов с коллекцией драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, зал древних ремесел Златоуста и смотровую площадку, с которой открывается прекрасная панорама города и вид на хребет Таганай.

- В течение трех лет мы планируем вложить в проект порядка 60 миллионов рублей, открыть цветомузыкальный фонтан, мобильные аттракционы, однако сроков окупаемости не устанавливаем, это не коммерческий объект, - уточнил Трубченинов. - Пока это просто место отдыха горожан, сюда приходят семьями, приезжают молодожены. Будем надеяться, что поток гостей будет расти и люди больше узнают о городе оружейников и камнерезов. Это очень важно для молодежи. Кроме того, хотим показать красоту провинции. Чтобы люди видели, что жизнь у нас не остановилась, стала комфортнее, интереснее. Предлагаем пустить по маршруту "Екатеринбург-Златоуст" ретропоезд с остановками на Таганае, в нашем парке Бажова и горнолыжном центре "Солнечная долина" в Миассе. Этот маршрут может быть всесезонным.

- Нужно активнее продвигать свой турпродукт, - считает директор московской консалтинговой компании Надежда Макатрова. - Южный Урал привлекательнее Байкала в плане логистики - сюда проще добраться. Однако регион больше известен как промышленный центр, место падения метеорита и проведения международных соревнований. Мало кто знает, что это горный край с тремя тысячами озер. А еще бы отметила присущее южноуральцам чувство юмора. Я бы на вашем месте его "приватизировала" и обыграла при брендинге территории.

По словам Макатровой, туризм в России развивается точечно - от успешных объектов как будто круги расходятся по воде. Место становится популярным, вокруг нарастает сервис, появляются радиальные маршруты и возникает туристическая зона, которая притягивает потоки людей. По ее словам, турист едет не в регион - он едет за турпродуктом. И очень многое зависит от согласованных действий власти, объектов туриндустрии и туристических компаний, способных предложить такой продукт. Сначала нужно заинтересовать население близлежащих территорий - оттуда проще приехать. При грамотном продвижении результат можно получить уже через три - пять лет.

- Не стоит торопиться с рекламой, пока не создан качественный турпродукт, - возражает министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. - Первый этап федеральной программы развития внутреннего и въездного туризма рассчитан до 2018 года. Создадим необходимую инфраструктуру и сервис, а уж потом попытаемся развернуть турпоток на себя. Для этого мы рассчитываем привлечь до 2,5 миллиарда рублей от частных инвесторов и вложить 200-400 миллионов из областного бюджета. Федеральная господдержка может принести еще от 700 миллионов до миллиарда рублей. На эти деньги можно сделать очень многое.

Мнения

Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму:

- В Челябинской области принято стратегическое решение о создании туркластера. По нашему опыту, туриндустрия наиболее успешно развивается в тех регионах, где вектор этому развитию задают власти и губернатор. И на челябинской земле такая политическая воля есть. Как есть и уникальные особенности края. Отмечу, что наше соглашение о взаимодействии носит абсолютно практический характер. На Южном Урале я вижу огромный потенциал, который мы просто обязаны раскрыть.

Борис Дубровский, губернатор Челябинской области:

- Соглашение с Ростуризмом преследует несколько целей. Прежде всего важно дать ясный сигнал всем, кто намерен заниматься туристическим бизнесом: их проекты получат поддержку. В Челябинской области есть потенциал, но, подчеркну, пока только потенциал. Мы должны трезво оценивать те задачи, которые должны решить, чтобы стать гостеприимным регионом, интересным для туристов. Для этого необходимо не только развить инфраструктуру, но и приобрести соответствующие навыки, коммерциализировать наши возможности. Постараемся отвечать тем задачам и стратегии развития туризма, которая выстроена сегодня федеральным центром.

Кстати

По данным сервиса "Яндекс", информацию о южноуральских центрах отдыха и туризма в месяц спрашивают до 80 тысяч человек. Интерес к озеру Увильды в этом году вырос на 28 процентов, к Таганаю - на 19, к Тургояку - на 7, к Зюраткулю - на 5 процентов. Горный парк имени Бажова со смотровой площадкой и "Деревом Жизни" построили в Златоусте за несколько месяцев. По числу горнолыжных курортов и озер Южный Урал может соперничать со Швейцарией.