Тем не менее Россия остается на первых местах в мире по качеству золотых и серебряных изделий, заявил на III Международном ювелирном форуме председатель совета Гильдии ювелиров РФ Гагик Геворкян. Но проблема заключается в том, что отечественные бренды за рубежом не так узнаваемы, как хотелось бы.
Нужно работать над имиджем и начать лучше всего с создания небольших кластеров внутри страны, предложил вице-президент Торгово-промышленной палаты Александр Рыбаков. На передовой - Москва, Санкт-Петербург, Кострома и Екатеринбург, где производят больше всего ювелирных украшений.
Собрав сильнейших, можно идти дальше, продолжила Дина Акпанбаева, замглавы департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии. Если страны, входящие в союз (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Кыргызстан), создадут Международную ювелирную организацию, это поможет отраслевикам легче бороться с кризисом доверия потребителей.
Сегодня ювелирка уже не обладает такой популярностью у населения, как это было 20-30 лет назад. Украшения покупали как средство сбережения, но теперь это недоступная большинству роскошь, с чем ювелиры уже смирились. Кризис пришел не только в сферу производства: ювелирных мастеров тоже очень мало, большинство из них - предпенсионного возраста, и молодежь привлекают к прибыльной работе премиями и конкурсами.
Ювелирное образование позволяет стать кем угодно, от дизайнера украшений до специалиста по чернению. Чтобы сделать профессии популярными, необходимо разработать профстандарты, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. Устроиться на работу не составит труда: ювелирка - это средний, малый и микробизнес, ему не хватает кадров, заметил глава Пробирной палаты Александр Маркин.
Кризис - момент истины, и это время не только сложное, но и интересное, сошлись во мнении эксперты. Например, падает интерес к дорогим украшениям, в том числе с бриллиантами, хотя стоимость изделий в последнее время практически не поменялась. Просто люди не знают, чем привлекательны такие вещи, и зачастую один и тот же клиент заходит в ювелирный магазин, толком не понимая, что и зачем ему стоит купить. Вывод: с клиентом надо работать.
Кто же он, нынешний покупатель золотых браслетов, серебряных колец и колье с драгкамнями? Оксана Сенаторова, издатель журнала "Навигатор ювелирной торговли", уверена, что это жители городов-миллионников, от 35 до 48 лет и старше. Им нужны украшения, чтобы выйти в них в свет, показать, что они принадлежат к определенной группе людей.
У тех, кто родился и вырос в СССР, выработана своя система ценностей и привычек. Среди них - бережное отношение к вещам, всплеск покупок в момент выдачи премий и зарплат, отношение к импорту как к более качественному товару и в то же время ностальгия по советским маркам.
Со временем привычки людей не меняются, к ним, скорее, прибавляются новые, среди которых бережный уход за внешним видом, автомобиль и одежда как подтверждение статуса, поездки за рубеж и прочее. Это поколение, которому сейчас от 25 до 35 лет, оно делает покупки в Интернете и сидит в соцсетях. Поэтому вдохнуть новую жизнь в ювелирку поможет работа с такими клиентами, уверена эксперт.
Отраслевым компаниям же стоит не только уделять больше внимания работе с населением, но и стараться снижать себестоимость украшений. Президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Максим Шкадов подчеркнул, что импортозамещение в алмазно-обрабатывающей промышленности изначально не планировалось: все силы бросили на технику огранки. Население до сих пор готово платить сверху до 10 процентов, чтобы в его коллекции были изделия с "русской огранкой".
Учитывая консервативность ювелирного рынка, стоит вновь поднять вопрос об отмене ввозных пошлин на уникальное оборудование для производства, уверен Алексей Моисеев. Кроме того, ведомство готово рассмотреть варианты поддержки огранщиков, но не финансовой, а организационной. Дело в том, что в течение нескольких лет планируется обнулить пошлины на сырые алмазы. Это означает, что иностранцам станет выгоднее ввозить в страну драгкамни.
Пошлина сегодня составляет 6,5 процента. Настолько же, по оценкам Алексея Моисеева, может подорожать сырье, а следом - украшения в рознице.