- Местные жители сообщили о найденных обломках. Там озеро пересохло. Самолет лежал в земле на двухметровой глубине, - рассказал "РГ" руководитель региональной общественной организации "Поиск" Дмитрий Куфенко. - О целом самолете говорить не приходится, слишком сильно разбился. Хотя фрагменты достаточно крупные. Найдены части двигателя, панель приборов, шасси и другие детали.
Тем не менее, восстановлению разрушенная машина не подлежит. Благодаря деталям поисковики практически сразу определили, что это американский самолет. Изначально подумали о летательном аппарате из семейства Boston. Однако позже специалист музея-заповедника "Сталинградская битва" установил, что обломки принадлежат истребителю Curtiss P-40 Tomahawk. Такая техника поставлялась в Советский Союз по ленд-лизу.
Как пишет в книге "Великая Отечественная: ленд-лиз" Николай Рыжков, с 1942 по 1945 годы Соединенные Штаты направили в СССР 2097 самолетов Tomahawk и Hawk. Некоторые из них приняли участие и в Сталинградской битве.
- Чтобы точно судить о летных качествах этой машины, необходимо ознакомиться с отзывами пилотов. Но мы можем оценить тактико-технические характеристики "Томагавка". Они достаточно средние, такие были и у наших самолетов, - прокомментировал ведущий научный сотрудник музея "Сталинградская битва" Лев Ларин. Он добавил, что самолет развивал скорость до 586 километров в час. Дальность полета - 1127 километров. Потолок высоты - 10 485 метров. На вооружении имел четыре пулемета: два - калибром 12,7 мм и два - калибром 7,62 мм.
- Нашим истребителям огневой мощью он уступал. У ЯК-1, например, стояли 20-миллиметровые пушки. Их снаряды обладали разрывным свойством, как фугасы, - отметил Лев Ларин.
К сожалению, по найденным фрагментам очень сложно установить имя летчика, воевавшего на истребителе. Им удалось установить, что американские самолеты состояли в 126-м авиаполку истребительной дивизии полковника Бориса Сиднева. Теперь поисковики планируют сделать все возможное, чтобы установить пилота и найти его потомков.