12.10.2015 00:25
Власть

Минтранс предложил сделать обязательной установку тахографов в автобусах

Ответственность частных перевозчиков предлагается увеличить
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №229 (6800)
Министерство транспорта подготовило поправки в закон о безопасности дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях. Этим документом устанавливаются дополнительные требования к перевозкам грузов и пассажиров.
Читать на сайте RG.RU

Проект размещен для общественных слушаний на портале regulation.gov.ru. В частности, в нем прописывается обязанность физических лиц - владельцев грузовиков и автобусов оснащать машины тахографами. причем тахографами, которые обладают криптографической защитой. То есть их данные не подделаешь. Приборы и карты водителей, а также механиков защищены специальными кодами. Воспользоваться ими довольно сложно.

До сих пор такое требование было только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом сейчас КоАП предусматривает ответственность водителя за управление с нарушением режима труда и отдыха или при выключенном тахографе. А за выпуск на линию машины без тахографа или с нерабочим прибором, предусматривается ответственность индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и юридических лиц.

Евгений Дитрих: Нарушителей безопасности перевозок будут увольнять

Для индивидуальных предпринимателей она минимальная. Чтобы избежать лишних расходов на подготовку транспорта, а заодно и дорогих наказаний, некоторые недобросовестные перевозчики предпочитают пользоваться частным транспортом. В итоге сегодня доля автобусов и грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, составляет 47 процентов. То есть около половины автобусов и грузовых автомобилей не попадает под нормативно-правовое поле, предусмотренное для перевозчиков. По данным минтранса, в последнее время значительно увеличилось количество автобусов, находящихся в собственности физических лиц, и, соответственно, снизилось количество автобусов юридических лиц. В 2014 году число автобусов, принадлежащих физлицам, составляло 440 198 штук и впервые превысило количество автобусов юридических лиц - 437 873 машины. В 2008 году таких автобусов у физических лиц было 410 506, а у юридических - 483 627. Такая динамика перехода транспорта из рук юрлиц в частные говорит о том, что перевозчики уходят от выполнения более жестких требований в сфере безопасности дорожного движения и более высокой ответственности за их нарушение. Между тем дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения для физических лиц нет.

В результате происходит большое количество аварий по причине усталости водителей либо неисправности автобусов. А аварии с автобусами дают самую серьезную статистику: авария одна, а пострадавших и погибших - много. Только за 7 месяцев этого года с участием пассажирского автотранспорта произошло 28 таких аварий, в которых погибли 98 человек и ранены 402 человека. За весь 2014 год таких аварий зафиксировано всего 19. В них погибли 19 человек и ранены 311. Так, например, буквально на днях в Хабаровском крае произошла авария с автобусом, который перевозил детей. Автобус не был подготовлен для детских перевозок, даже ремней безопасности в нем не было, и принадлежал частному лицу. Как выяснилось, у автобуса были неисправны тормоза. Из 24 детей 8-9 лет восемь пострадали. 21 июля этого года водитель частного микроавтобуса не справился с управлением и улетел в пропасть. Погибло 10 человек и ранено 8.

Помимо этого в законопроекте прописано, что если простой автомобиля составляет более восьми часов, то стоять такая машина должна только на специализированной парковке. Сведения о таких парковках, согласно проекту, должны вноситься в Единый государственный реестр специализированных парковок, ведение которого и размещение в сети Интернет осуществляется неким федеральным бюджетным учреждением, которое будет уполномочено на это уполномоченным федеральным органом, который занимается нормативно-правовым регулированием в сфере транспорта.

Минтранс установит требования для руководителей транспортных предприятий

Порядок ведения этого Единого государственного реестра должен определяться этим же федеральным органом исполнительной власти, занимающимся политикой в сфере транспорта.

Надо сказать, что все эти положения проекта закона уже вызвали некоторое недоумение у экспертов. Дело в том, что в нем все требования по установке тахографов, а также обязанность ставить машину на специализированную стоянку прописаны для абсолютно каждого владельца автобуса или грузовика. Но проблема в том, что к грузовикам у нас относится довольно много различного транспорта. Это и различные "Газели" с "Соболями", малотоннажные Hyundai Porter, да и все пикапы поголовно. Неужели эта техника тоже должна оснащаться тахографами и ставиться на время больше восьми часов только на специальные автостоянки? Пикапы в большинстве своем в перевозках вовсе не участвуют, а "Газели" и Porter перевозят грузы только короткими, местными, маршрутами.

Но именно для этого и вынесен проект на общественное обсуждение, чтобы к моменту внесения его правительством в Госдуму все несуразицы были исправлены.

Транспортное право Общественный транспорт Минтранс