С 1 января 2016 года вступает в законную силу "право на забвение", согласно которому человек может потребовать убрать свои персональные данные из общей выдачи поисковых систем. Как выяснилось, большинство работников ростовских предприятий считает, что в интернете содержится информация, которая может помешать их карьерному росту или трудоустройству. Имеются в виду сведения об участии в коррупционных скандалах, конфликтах на службе, работе в компаниях с плохой репутацией, резких высказываниях, в том числе о начальнике, информация о ЧП или несчастном случае на предприятии и даже фотографии с корпоративных вечеринок.
Более того, 15 процентов работников убеждены, что подобные сведения уже помешали им в продвижении по службе или при поступлении на новую работу.
- Мы действительно просматриваем все, что находим в Интернете о наших потенциальных сотрудниках, - рассказала глава кадровой службы крупной компании Светлана Горобец. - Ведь ни один работодатель не захочет принять в коллектив неуравновешенного человека или скандалиста. Не только кадровики, но и служба безопасности любой солидной фирмы в обязательном порядке собирает информацию о человеке из доступных источников. Поэтому я бы не советовала раскрывать душу в соцсетях, как это любят делать сейчас в основном молодые претенденты. Да и на собеседованиях нельзя признаваться в своих недостатках. Излишняя откровенность ни к чему.
Опрос показал, что более 80 процентов рекрутеров, работающих в компаниях Ростовской области, крайне негативно оценивают кандидатов, признающихся на собеседовании в своей непунктуальности и высокомерии. Непунктуальность, согласно опросу, является главным раздражителем для местных специалистов по подбору персонала. Другими качествами, наиболее раздражающими потенциальных работодателей, стали хитрость и алчность, такой ответ дали 64 процента рекрутеров. Интересно, что при этом девять процентов компаний региона позитивно отнесутся к соискателям, которые признаются, что они хитрые и алчные.
Однако держать язык за зубами на собеседовании может заставить себя даже самый болтливый претендент. А вот удалить информацию в интернете не так-то просто. Четверть сотрудников ростовских компаний не уверены, что это реально сделать. Возможно, поэтому применить новый закон о праве на забвение хотел бы лишь каждый третий участник опроса.
Кстати, половина опрошенных вообще ничего не знает о том, что в скором времени вступит в силу закон о праве на забвение. Лучше других, очевидно, в силу своей профессиональной деятельности, о новом законе информированы юристы (70 процентов). Однако именно эта категория служащих меньше других специалистов готова воспользоваться таким правом. Должно быть, осторожные юристы изначально очень дозированно размещали сведения о себе в открытом доступе и теперь считают, что им бояться нечего. А самыми беспечными оказались специалисты по управлению персоналом, работники транспортной сферы и логистики (38 процентов).
Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter:
- К любому действию в Интернете нужно подходить осмысленно и быть готовым к тому, что о вас узнают миллионы людей. Многие не берут на себя ответственность и задумываются об этом постфактум. Но "право на забвение" в первую очередь нужно не любителям сомнительных фотографий, а тем, кто столкнулся с настоящими проблемами: откровенной клеветой, насилием или судимостью. В европейских странах подобный закон уже работает, насколько я знаю, одна из крупнейших поисковых систем удовлетворяет около 40 процентов просьб об удалении информации. Это говорит о том, что такая инициатива действительно важна для многих.