14.10.2015 00:53
Экономика

В 2017-2018 годах судостроение полностью восполнит потребности флота

Отечественные предприятия работают над созданием двигателей для военных судов
Текст:  Владимир Гутенев (первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, президент Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям")
Российская газета - Спецвыпуск: Импортозамещение №246 (6817)
Одна из основных проблем импортозамещения в военном судостроении связана с "сердцем" корабля - его силовой установкой. Еще полгода назад из-за прекращения поставок импортных двигателей ситуация с производством военных корветов и фрегатов на входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) заводах "Северная верфь" (Санкт-Петербург) и "Янтарь" (Калининград) обострилась до предела.
Читать на сайте RG.RU

Однако сейчас наметились некоторые улучшения. Важным сигналом стало решение министерства обороны о возобновлении на "Янтаре" постройки четвертого, пятого и шестого сторожевых кораблей (фрегатов) так называемой "адмиральской серии" - проекта 11356.  Передача флоту первых боевых кораблей, оснащенных газотурбинными энергетическими установками (ГЭУ)  отечественного производства, планируется в 2020 году. Входящие в состав ГЭУ газотурбинные приводы и электрические генераторы с системой возбуждения будут, конечно, тоже российскими.

Создание двигателей для нужд оборонного комплекса находится под постоянным контролем президента России Владимира Путина. На его рабочей встрече в начале августа с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, курирующем в правительстве вопросы ВПК, обсуждались вопросы импортозамещения при производстве двигателей для авиации и кораблестроения.

В Калининграде спустили на воду "адмиральский" фрегат для ЧФ

Хочу обратить внимание на выработанный и поддержанный президентом в ходе встречи принципиально новый подход к решению проблемы, связанный с возможностью, и, по моему мнению, необходимостью совмещения имеющихся наработок и технологий в этих двух важнейших секторах оборонно-промышленного комплекса. Речь идет о выделении, в рамках единой государственной программы развития ОПК, отдельной подпрограммы по опережающему развитию двигателестроения на основе принципа "семейственности" авиа- и судовых двигателей по всей линейке - от 9 до 35 т.  Такая подпрограмма будет подготовлена уже к декабрю этого года, и, что важно, она не потребует дополнительных ресурсов. Ее реализация будет выполнена за счет переструктурирования расходов.

Для ускорения решения вопросов импортозамещения в области двигателей правительство предполагает создать пул предприятий, своеобразный технологический центр.

Уже сделаны конкретные шаги. Сейчас по поручению президента России научно-производственным объединением "Сатурн" (г. Рыбинск, Ярославская обл.) ведется подготовка к производству ГТУ взамен газогенераторов, которые поставлялись украинским научно-производственным комплексом газотурбостроения "Зоря" - "Машпроект" (г. Николаев). По планам в 2017-2018 годах мы начнем полностью восполнять потребности нашего флота. Рыбинскому предприятию предстоит также построить современный испытательный стенд стоимостью около 6 миллиардов рублей.

Изготовление редукторов для газотурбинных агрегатов (ГТА) поручено санкт-петербургскому заводу "Звезда", которому ставится задача создать дополнительные производственные мощности стоимостью 3 миллиарда рублей. Около половины необходимой суммы предприятие привлечет самостоятельно.

Начало поставок ГТУ на завод "Янтарь" запланировано на конец 2017 - начало 2018 годов. Пока все работы идут по графику. Средства выделены, все участники работают в тесной координации между собой и заказчиком, прорабатываются вопросы поставки технологического оборудования, налаживаются кооперационные связи.

Петербургское НПО "Аврора" займется системой управления ГТУ. А подмосковный Коломенский механический завод, имеющий значительный опыт по созданию двигателей, например, для основного оператора железных дорог Германии - компании Deutsche Bahn AG, по словам главкома ВМФ Виктора Чиркова, заменит немецкие судовые дизельные двигатели MTU на отечественные.

Пока не до конца решены вопросы, связанные с организацией разработки и производства главных судовых двигателей внутреннего сгорания (дизелей) мощностного ряда от 300 до 7000 кВт и судовых  вспомогательных дизель-генераторов мощностью от 100 до 1000 кВт. Возможно, оптимальное решение для этой ниши будет лежать в плоскости  более широкого использования наработанных технологий в области электро- и электрогазотурбинных установок, которые уже применяются США и Великобританией на эсминцах нового поколения.

В заключение хочу сказать, что для полноценного решения проблемы создания новых моделей российских судовых двигателей и их комплектующих ограничиваться мерами технического характера нельзя. Должны быть использованы все возможные меры, интеграция которых позволит создать  дополнительные стимулы для развития оборонных предприятий, инвестирования капитала, создания действительно инновационных продуктов.

Гарантированные государственные контракты на поставку; упор на сквозные контракты Министерства обороны с ВПК, которые обеспечат работу предприятий на протяжении всего жизненного цикла изделия от разработки до утилизации; создание экономических условий и нормативной базы для участия частного капитала в реализации заказов ОПК; пересмотр принципов ценовой политики; повышение уровня стандартизации; своевременное решение проблем смежных областей машиностроения, в первую очередь, станкоинструментальной и приборостроительной; грамотная кадровая политика - это только часть направлений, в которых необходимо действовать и действовать интенсивно.

Водный транспорт