Борис Годунов - личность незаурядная, до сих пор вызывающая споры, герой, не раз вдохновлявший на создание литературных произведений. Николай Карамзин писал о нем: "Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож, Борис не имел только добродетели… Рожденный подданным, с необузданной страстью к господству, не мог одолеть искушения там, где зло казалось для него выгодою, - и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Борисову".
Начав службу обычным дворянином, Борис занял пост правителя при слабоумном царе, а позже стал властелином огромной державы. Именно этому "восшествию" посвящена выставка - четыре тематических раздела, отражающих основные этапы жизни и правления Бориса Годунова. Посетителям покажут уникальные иконы, образцы книжной миниатюры, лицевое и декоративное шитье, оружие, ювелирные изделия. Многие из этих предметов выполнены по заказу Бориса Годунова и его родственников. На выставке также представлены мемуары очевидцев событий того времени и, конечно, "жемчужины" постоянной экспозиции Музеев Кремля: знаменитая шапка Мономаха и трон Бориса Годунова. Шапка окутана многочисленными легендами - царский венец якобы был получен в дар от византийского императора Константина Мономаха киевским князем Владимиром Мономахом, "сродником" московских князей. После падения Византии Москва стала считать себя ее преемницей. Шапка стала символом передачи властных полномочий.
Трон приехал в Кремль из Персии. Это подарок персидского шаха Аббаса I. После Годунова он не раз использовался в официальных церемониях. А перед коронацией императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году его сиденье и спинка были обиты новым французским бархатом взамен ветхого.
Из числа раритетов - седло, принадлежавшее Борису Годунову. Это раннее русское седло, которое отличается сильно вогнутой головкой переднего гребня. Сохранилось всего четыре седла такой формы, но принадлежавшее Борису Годунову украшено богаче всех. В отделке седла использовались: серебро, дерево, бархат, кожа, железо, береста и золочение.
Или золотой ковш, принадлежавший Годунову, о чем свидетельствует черневая надпись по венцу ковша. В надписи Борис, вслед за своими предшественниками, царями из княжеского рода Рюриковичей, именуется не только царем, но и князем, хотя род Годуновых не имел княжеского происхождения. Годунов всю жизнь поддерживал легенду об ордынском князе Чете как родоначальнике Годуновых и считал себя носителем "княжеского достоинства" еще до своего воцарения.