Таковы результаты исследования RAEX ("Эксперт РА") и Объединенной лизинговой ассоциации. По словам руководителя программы JCB Finance в России и СНГ Оксаны Евтушевской, сегмент лизинга спецтехники (строительной и дорожной) отражает общие тенденции - сокращение объемов в силу осторожного финансирования отрасли лизинговыми компаниями, их доступа к деньгам и опасений по кредитоспособности клиентов.
По оценкам участников рынка, с начала прошлого года просрочка по лизинговым платежам многократно возросла. Проблемные активы на сегодня достигли 15-16 процентов от общего портфеля. Как рассказали в Сибирской лизинговой компании, лизингополучатель, допустивший серьезную просрочку (более двух месяцев), может продолжить взаимоотношение с лизинговой компанией, реструктурировав сделку, увеличив срок погашения и тем самым уменьшив номинал ежемесячного платежа. Но ставка для него при этом возрастет.
Эксперты отмечают, что девальвация рубля сильно повлияла на удорожание себестоимости дорожных работ, так как зачастую используется импортная техника, приобретаемая за валюту. Стоимость работ при этом оценивается в рублях и, как правило, по старым нормативам. Еще одна распространенная особенность, влияющая на ситуацию, - задержка платежей. Заказчики строительства достаточно часто начали допускать задержку оплаты работ на 2-3 месяца, что заставляет дорожных строителей изыскивать заемные средства, это еще больше снижает рентабельность выполняемого подряда. "Можно сказать, что ввиду девальвационного эффекта спрос на импортную технику падает, соответственно, клиенты, которые не могут отложить приобретение техники, в значительной части переориентировались на технику отечественного производства и подержанную технику", - отметил директор управления "Сбербанк Лизинг" Денис Богданович.
Чем меньше зарабатывает дорожно-строительная компания, тем меньше ее интерес к приобретению новой дорогостоящей техники. Но есть и стимулы, например, правительственная программа поддержки производителей отечественной автомобильной техники, согласно которой предоставляется субсидия на сумму дисконта предлагаемого в рамках договора лизинга, но не более 10 процентов от стоимости транспортного средства. Эксперты считают, что мера правительства позволила снизить темпы падения, но не радикально. "Как правило, поддержка сферы лизинга дорожной техники идет в рамках общих федеральных и региональных программ поддержки МСБ", - добавил Богданович.
По словам Оксаны Евтушевской, строительные компании используют лизинг в основном для приобретения дорогостоящих больших машин. Как рассказал гендиректор лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов, компании берут строительную технику в лизинг гораздо чаще, чем приобретают ее в собственность. Доля лизинговых ресурсов доходит до двух третей от общего числа сделок в продажах строительной техники. "Даже несмотря на то, что за последний год общий объем продаж сильно снизился, доля лизинга претерпела незначительные изменения", - сказал эксперт.
На рынке действуют и совместные программы лизинговых компаний и производителей техники, однако в основном они направлены не на снижение аванса для клиента, а на уменьшение ставки удорожания. В основном такие программы есть у кэптивных компаний, которые создаются самими производителями техники. Однако стоит учитывать, что их спецпредложения распространяются на технику "материнской" компании.
По данным Сибирской лизинговой компании, после понижения Центробанком ключевой ставки до 11 процентов лизинговые компании смогли снизить и свои ставки, которые сейчас для розничных клиентов составляют 21-25 процентов. Для привилегированных категорий клиентов ставки могут быть ниже, но они, тем не менее, также зависят от стоимости привлечения фондирования.