Премьера "Родины" Петра Буслова состоялась на "Кинотавре", после чего фильм тут же столкнулся со множеством упреков. Прежде всего, "Родину" упрекали в сумбурности и в том, что концы с концами в фильме свести никто не удосужился - что в общем и целом верно. Достаточно сказать, что самолет тут летит из Лондона в Москву через Гоа, что ставит в тупик любого зрителя, освоившего географию хотя бы на уровне шестого класса. Можно назвать это мелкой придиркой, но небрежность сценария - проблема заметная, и эпизод с самолетом тут вовсе не единственный, вызывающий вопросы.
Проблема "Родины" не только в сумбурности. Это свойство вообще простительно, когда режиссер вдруг замахнулся на судьбоносное высказывание о стране и ее многострадальном населении - а Буслов не пытается скрыть, что ровно так дела и обстоят. Вопрос лишь в том, что высказывание тут вышло не оскорбительным, а банальным и предсказуемым.
"Русские, вы г...!" - кричит герой Федорова толпе отдыхающих. Здесь Буслов, не вполне отдавая себе в этом отчета, фиксирует основную проблему большинства людей подобного склада, эдаких д' Артаньянов в белых одеждах. Макар искренне считает всех своих соотечественников, приехавших на Гоа весело оттянуться в компании подружек и легкодоступных наркотиков, людьми, скажем мягко, второго сорта. Уж он-то куда выше этой копошащейся серой массы - он-то за настоящим просветлением сюда приехал. При этом все поступки юноши доказывают, что он имеет куда больше оснований называться той субстанцией, которой он нарек своих соотечественников.
В этом смысле "Родина" вышла картиной саморазоблачительной. Основной посыл здесь прямой и примитивный - хорошо там, где нас нет; мы несем хаос и энтропию, превращая любой райский уголок в кучу мусора. Но вот стоило ли ради этого заезженного вдоль и поперек в интернет-дискуссиях сетевых хомячков месседжа тратить месяцы своей жизни, чтобы в результате снять сырой полуфабрикат, лишь множащий ту самую энтропию - большой вопрос.
Кадры из фильма "Родина"