По мнению генерального директора аукционной компании Сергея Лелюхина, это подтверждает: дальневосточную продукцию готовы покупать в других регионах нашей страны, даже тех, которые находятся в тысячах километрах от Приморья. С другой стороны, считает заместитель генерального директора по развитию Биржи "Санкт-Петербург" (ее интересы представляет АО "ДАРД") Виталий Кононов, черноморская продукция может представлять определенный интерес для дальневосточников.
Эксперты рассказали, как планируется наладить обоюдовыгодный канал, чем интересны рыбакам аукционы и стоит ли бояться конкуренции при проведении электронных торгов.
В 2014 году, когда виртуальная торговая площадка начала работу, упор делался на проведение биржевых торгов. Однако сейчас здесь проходят аукционы, более того, "Дальневосточная рыбная биржа" стала "Дальневосточным аукционным рыбным домом". Почему?
Сергей Лелюхин: Сегодня мы действительно сделали акцент на аукционную торговлю, но параллельно активно работаем и над становлением биржевой деятельности, за которой, я считаю, будущее.
Если рыбак хочет получить за свой товар максимальную цену, то ему, безусловно, прямой путь на аукцион. Он предоставляет продукцию, мы - условия для ее реализации. Появляется возможность выгодно продать: предложение адресуется достаточно широкому кругу юридических лиц. Причем продавцу это ничего не стоит, он ничем не рискует. Деньги рыбак получает в течение трех дней после проведения аукциона. Все риски ложатся на покупателя, поэтому мы очень тщательно работаем с заказчиками: проверяем их финансовое положение, производственные мощности, наличие квот на ту или иную рыбопродукцию.
Наша торговая площадка провела уже четыре аукциона, и с каждым разом участников становится все больше. После первых общественность ждала - а выполнит ли заказчик свои обязательства. Когда "Корякморепродукт" это сделал, участники активизировались.
Чем больше покупателей, тем сильнее цена приближается к рыночной, а в ряде случаев даже превышает ее - так у нас случилось на последнем аукционе.
Еще один плюс - аукционы дают рыбодобывающим компаниям возможность обзавестись необходимыми средствами для подготовки к путине. Где может рыбак получить деньги? Либо в банке, либо от продажи своей продукции. В первом случае это оформление документов, высокие проценты, залоги… Во втором все просто: на торгах реализуется контракт с отсрочкой времени поставки.
Многие работают по прямым договорам с ограниченным кругом лиц. Уверяю, не от хорошей жизни. Их контрагенты - компании, которым они доверяют. Есть все основания доверять и аукциону, ведь здесь они получают 100-процентную гарантию исполнения финансовых обязательства.
Еще один серьезный плюс: аукционы за счет привлечения широкого круга участников позволяют уменьшить число посредников, соответственно, снизить цену для конечного потребителя.
Будут ли на площадке проводиться биржевые торги?
Виталий Кононов: Много было разговоров о том, что рыба - не биржевой товар, но опыт показывает, что любой товар, не только в России, но и в мире, биржевой. Вопрос в том, какие деньги хочет получить его собственник, какие условия реализации ставит. Биржа делает продажу прозрачной. У нас есть яркий пример - рынок нефтепродуктов. Государство обязало ВИНКи продавать часть своей продукции на бирже. И теперь оно, по крайней мере, начало видеть реальную стоимость продукции. Больше того, ФАС РФ получила возможность регулировать рынок.
Мы ушли от биржевых торгов и начали заниматься аукционными, так как мы - коммерческая структура, которая хочет добиться результата. Биржевая торговля возможна только при наличии большого круга участников, а первое время их было немного. В аукционе могут быть всего два участника. Кроме того, аукционы понятны рыбакам, они все участвуют в торгах за рубежом.
Сейчас мы видим, что дело пошло. В этом году уже не будет такого большого количества товара, но за оставшееся время рыбаки поймут преимущества, и, думаю, уже в апреле мы начнем проводить очень серьезные аукционы с большим количеством ресурсодержателей.
Мы считаем, что вскоре они поймут и преимущества биржевой торговли. Не исключаю, что уже через год участники аукционных сделок - и продавцы, и покупатели - будут участвовать как в аукционных, так и в биржевых торгах.
Какие еще регионы, кроме Крыма, проявляют интерес к торгам?
Сергей Лелюхин: География обширна: это Московская, Воронежская, Рязанская, Иркутская области, Мордовия, Башкирия, Красноярский край и многие другие регионы.
Некоторым участникам пришлось отказать, потому что они неправильно оформили документы, а ведь без нарушений подготовленные бумаги являются дополнительной гарантией поставщику. Им мы предложили принять участие в следующих аукционах.
Кстати, после последнего аукциона проигравшие попросили внести их в лист рассылки на все последующие торги. Это еще раз говорит о том, что люди видят выгоду.
Кстати, в конце сентября мы провели ряд встреч с рыбопромышленниками Камчатского края и региональными властями, где рассказали о возможностях торговли рыбопродукцией на площадке биржи "Санкт-Петербург". Да, у них есть вопросы, сомнения, но большинство понимает, что для бизнеса - это дополнительные современные инструменты расширения рынка сбыта, воспользоваться которыми можно совершенно бесплатно.
На Восточном экономическом форуме "Дальневосточный аукционный рыбный дом" подписал соглашение с Корпорацией развития Камчатского края об открытии в регионе электронной торговой площадки, а также об инвестировании в рыбохозяйственный комплекс Приморья. Что подразумевают эти соглашения и что они дадут?
Сергей Лелюхин: Мы планируем создать площадки на базе наших представительств в Петропавловске-Камчатском и Москве. Помимо этого, мы должны сформировать инфраструктуру обслуживания грузопотока и доставки его до конечного потребителя. Все, кто участвует или планирует участвовать в торгах, хотят, чтобы продукция доставлялась в их город.
В рамках соглашения планируется строительство логистического комплекса на Камчатке, который принимал бы достаточное количество продукции и имел возможность ее хранить. В нем должны быть современные холодильные мощности. В этом нам готов помочь наш партнер - китайская компания, предлагающая новые технологии с использованием углекислого газа. Экономия электроэнергии достигается двукратная, что очень актуально для Камчатки с ее высокими энерготарифами.
Есть разные варианты финансирования, в частности, государственно-частное партнерство, то есть часть расходов возьмет на себя Камчатский край. Если заработает Северный морской путь, продукция пойдет по нему.
Но пока этого не произошло, каким образом камчатская рыбопродукция сможет попасть в западные регионы? Понятно, что через Приморский край. Поэтому здесь, помимо торговой площадки, нужен аналогичный комплекс, который принимал бы грузы и выступал в роли базы поставки. Кроме того, у нас есть предложение по поводу дальнейшей логистики - то есть перевозки грузов из Владивостока в западные регионы. По этим вопросам мы ведем переговоры с крупными компаниями. Цепочка Камчатка - Приморье - Москва будет работать по полному циклу. Таким образом, в перспективе компании, приобретая продукцию на наших аукционах, будут получать ее не во Владивостоке, а Москве или других регионах, имея при этом гарантию качества поставленного им товара. Это переход на принципиально новый уровень реализации биоресурсов.
На ВЭФ соглашение о создании электронной площадки подписали правительство Сахалинской области и Сбербанк. Таким образом, у "Дальневосточного аукционного рыбного дома" появился конкурент.
Сергей Лелюхин: Мы говорим о свободной конкуренции, так что не можем быть против. Сбербанк, правда, не является биржей, не имеет лицензию биржи, но у них есть площадка, на которой происходят госзакупки. Рыбак должен сам определиться между нашей и сахалинской площадкой. Пусть он имеет право выбора без какого-либо административного давления. Я считаю, что все должно быть честно, тогда и конкуренция будет добросовестной.
Каким образом будете бороться за клиентов?
Виталий Кононов: Будем привлекать их за счет более выгодных условий, оттачивать механизм работы.
Чтобы обучить торговле на электронной площадке, "ДАРД" проводит семинары. Каждая такая встреча заканчивается дискуссией, во время которой потенциальные продавцы и покупатели высказывают пожелания, к ним мы прислушиваемся.
Так, к примеру, были внесены изменения в правила проведения аукционов. Да, их разрабатывали на основе Гражданского кодекса, но технику отрабатывали на практике. Мы прорабатывали проблемы, связанные с подачей документов, увеличивали сроки подачи заявок, наконец, существенно изменили сумму гарантийного обеспечения, так как, пообщавшись с клиентами, поняли, что первоначальный вариант не подходит для этого вида продукции. В итоге размер обеспечения был уменьшен с пяти до 2,5 процента стоимости лота.
Выслушав участников аукционов, мы поняли, что они опасаются не получить продукцию. Поэтому сейчас ведем переговоры со страховыми компаниями с тем, чтобы страховать сделки от этого риска.
Биржа - это организация, которая может сделать понятным механизм реализации многих видов товаров, в том числе рыбы. Для нас это пилотный проект и мы хотим, чтобы реализация продукции через биржевые и аукционные торги была простой, прозрачной и выгодной.