20.10.2015 00:40
Экономика

Почему сократились доходы бюджетов в регионах РФ в 1 полугодии 2015 года

Текст:  Наталья Зубаревич (директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП))
Российская Бизнес-газета - : №41 (1020)
В 22 регионах резко сократились доходы бюджетов за первое полугодие 2015 года, особенно сильно в Ингушетии и Мордовии, но в последней это следствие эффекта высокой базы прошлого года. Самая большая доля регионов с сокращением доходов бюджета на Дальнем Востоке и на Северном Кавказе, в основном это высокодотационные регионы. Максимальный рост доходов бюджета отмечался на Сахалине (на 64%), в Чукотском АО, в Ханты-Мансийском АО и Красноярском крае (на треть), почти все они, за исключением Чукотки, нефтегазодобывающие. Это связано с ростом поступлений налога на прибыль: на Чукотке - в 3,3 раза (это связано с добычей золота), в Красноярском крае - в 2,3 раза (в крае завершился период льгот по этому налогу для нефтедобывающих компаний), в Ханты-Мансийском АО - на 77%. Есть и другие регионы с двукратным и даже более ростом поступлений налога на прибыль, но в доходах их бюджетов доля этого налога относительно невелика.
Читать на сайте RG.RU
Доходы бюджета увеличат на 640 миллиардов рублей

Помимо динамики доходов бюджета нужно учитывать их объем. И тогда картина становится более понятной. Весь прирост доходов консолидированных бюджетов регионов России в I полугодии составил 451 млрд руб., в том числе бюджет Москвы вырос на 101 млрд руб. (ее доля в приросте - 22%), Сахалина - на 71 млрд руб. (16%), на Московскую область и Ханты-Мансийский АО пришлось еще по 7% прироста, на Красноярский край - 5%. В результате два наиболее благополучных субъекта РФ обеспечили 38% всего прироста доходов консолидированных бюджетов регионов России, пять - 58%, а с добавлением Ленинградской области и Крымского ФО - 64%, то есть почти две трети.

В 35 регионах сократились трансферты. Сильное сокращение в богатых нефтегазовых регионах - Ненецком АО (на 84%), Сахалинской области и Ямало-Ненецком АО (на 67%), а также в Санкт-Петербурге (на 57%) хотя бы понятно. Но очень трудно объяснить столь же сильное сокращение в проблемной Смоленской области (на 68%), высокодотационных Ингушетии, Бурятии, Магаданской и Ивановской областях (на 24-28%). Обобщая динамику по всем регионам, можно сказать, что трансферты чаще сокращались в самых богатых, а также в высокодотационных (Северный Кавказ, Дальний Восток, юг Восточной Сибири), а росли преимущественно в регионах с более сильным экономическим спадом и/или более острыми проблемами бюджетов (Центр, Поволжье, Сибирь).

В то же время рост расходов в регионах постепенно тормозится. Суммарные расходы консолидированных бюджетов в I полугодии 2015 г. выросли только на 4%, а за тот же период 2014 г. - на 7%. Динамика расходов по разным разделам бюджета разная, и некоторые тенденции удивляют. При очевидной экономии расходов на поддержку жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году (сокращение на 1%) резко ускорился по сравнению с 2014 годом рост расходов на национальную экономику (на 7%), что выглядит довольно странно с учетом большого дефицита бюджета многих регионов и масштабов долга (см. диаграмму на стр. 1).

Кабмин утвердил проект бюджета на 2016 год

Динамика расходов в социальных отраслях была разнонаправленной: почти не росли расходы на образование, а расходы на школьное образование сократились из-за оптимизации сети школ. Почти перестали расти расходы на культуру, где, как и в образовании, завершается повышение зарплаты до средней по региону.

Ускорившийся рост расходов на здравоохранение (расходов бюджетов - на 7%, а вместе с расходами территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - на 11% обеспечен в основном ростом так называемых прочих расходов (на 13%). К этому подразделу относятся расходы на лекарственное обеспечение, а цены на лекарства существенно выросли. При этом расходы бюджетов регионов на стационарную медпомощь (больницы) сократились на 10%, а на амбулаторную (поликлиники) остались без изменений. Частично это объясняется переносом все большей части финансирования на ТФОМС, частично - все той же оптимизацией сети учреждений здравоохранения. Сохранение значительного роста расходов на социальную политику (соцзащиту) в первом полугодии этого года также объяснимо - в сентябре прошли выборы губернаторов и парламентов в 32 регионах, а перед выборами населению всегда делают что-нибудь приятное.

С учетом масштабов инфляции в I полугодии 2015 года (более 15%) динамика всех видов социальных расходов бюджетов регионов была отрицательной, несмотря на то что регионы получили больше трансфертов по сравнению с предыдущим годом

Суммарные расходы бюджетов регионов на соцзащиту в первом полугодии этого года росли наиболее устойчиво, но и в этом виде расходов велика региональная дифференциация. Сократили расходы 11 регионов, в том числе Еврейская автономная область почти вдвое, Амурская область на 16%, Хабаровский край на 8%.

Финансы