Доля онлайн-кредитов в общем объеме займов, которые МФО выдают населению, по итогам шести месяцев 2015 года достигла 4,9 процента, рассказал директор саморегулируемой организации МиР Андрей Паранич. Он не исключил, что по итогам года цифра может вырасти до 10 процентов. По мнению гендиректора крупной микрофинансовой компании, работающей в онлайн-сегменте, Бориса Батина, произойти это может в основном за счет перетока в Интернет оффлайн-клиентов.
В чем секрет привлекательности "денег из Интернета"? Андрей Петков, глава одной из компаний, которые занимаются исключительно онлайн-кредитованием населения, полагает, что это скорость и простота. "Решение по выдаче займа принимается максимум в течение пяти минут", - говорит Петков. Потенциальному заемщику достаточно иметь при себе мобильное устройство, банковскую карту, помнить паспортные данные.
Однако все так просто лишь на первый взгляд. Кредиторы, принимая решение о выдаче денег, не ограничиваются запросом в бюро кредитных историй. Платежеспособность потенциального клиента оценивается и с помощью данных из других источников. Анализируются профили в соцсетях, данные о мобильном устройстве, с которого человек зашел в Интернет. "Мы собираем информацию отовсюду, где клиент когда-либо засветился, и зачастую знаем о нем больше, чем он сам о себе знает", - резюмирует Андрей Петков.
Кто идет за деньгами в Интернет? Как правило, люди в возрасте до 35 лет с доходом в пределах 30 тысяч рублей в месяц. Зачастую у них нет собственного жилья. Они берут микрокредиты, чтобы заплатить за аренду квартиры, особенно в регионах, или подремонтировать машину.
На 1 октября 2015 года микрофинансовые организации выдали населению около 60 миллиардов небольших кредитов, включая займы онлайн. В результате на каждые 100 рублей, которые россияне должны по необеспеченным кредитам банков, сейчас приходится один рубль долга микрофинансовым организациям, сообщил директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.
Всего аналитики бюро насчитали 3,3 миллиона действующих займов. Займам на покупку товаров принадлежит больше половины рынка микрокредитов. Средняя сумма составляет почти 32 тысячи рублей. По словам Алексея Волкова, микрофинансовый сектор с точки зрения оценки рисков банковскому сектору ни в чем не уступает. "У микрофинансистов выше аппетит к риску, но он тщательно просчитан. Поэтому бурное развитие этого сегмента кредитования, включая онлайн, вряд ли должно вызывать беспокойство", - считает Волков. При этом он добавляет, что просрочка в секторе микрозаймов все-таки несколько выше, чем по банковским необеспеченным кредитам, а в сравнении с залоговым кредитованием (автокредиты и ипотека) - выше в разы.