По словам первого зампредседателя комитета Владимира Петрова, с начала года долги региональных бюджетов удалось стабилизировать на сумме 2,17 триллиона рублей, при том что за предыдущие годы они выросли в три раза. Одна из причин - проводимая политика замещения кредитов, которые регионы брали в банках, на бюджетные. Кроме того увеличилась доля софинансирования федерального бюджета по госпрограммам - в некоторых случаях она доходит до 90 процентов.
Меньшего успеха удалось добиться в укреплении доходной базы субъектов РФ. По-прежнему только 14 регионов являются донорами. Хотя региональным бюджетам был передан ряд налоговых сборов. Например, по акцизам на топливо. Тем не менее, по данным Минфина России, собственные доходы региональных бюджетов за девять месяцев года выросли на 109 процентов, а расходы увеличились только на 104 процента.
Значительно сократился и разрыв в бюджетной обеспеченности россиян, проживающих в разных регионах страны, с 6,7 до 2,5 раза.
Стратегической задачей по "дорожной карте" остается сокращение числа субсидий, предоставляемых регионам, и предоставление больших прав региональным властям по распоряжению этими деньгами.
- Сейчас только по поддержке агропромышленного комплекса регионы получают порядка 40 субсидий, необходимо, чтобы все эти деньги поступали в виде одной субсидии, при этом губернатор будет нести ответственность за целевое расходование этих средств, - отметил замминистра финансов Леонид Горнин.
По мнению аудитора Счетной палаты РФ Юрия Росляка, кардинальных изменений в межбюджетной сфере, которые планировались, пока не произошло, в том числе и в проекте федерального бюджета будущего года. Сохранились проблемы в распределении межбюджетных трансфертов, в результате остается непредсказуемость размеров финансовой помощи, на которую могут рассчитывать регионы.
Большую обеспокоенность вызывает и сокращение инвестиционных расходов в бюджетах регионов с 19 до 4 процентов.