Он дает водителям, оштрафованным за нарушение правил дорожного движения, серьезную льготу: если человек успеет в кассу в течение 20 дней, как был наказан, то может заплатить лишь половину штрафа. Это будет стимулировать должников вовремя расплачиваться.
Вчера на "Деловом завтраке" в "Российской газете" директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков рассказал, какие еще обсуждаются идеи по изменению системы взыскания административных штрафов и в первую очередь водительских штрафов.
Одно из резонансных предложений, которое сейчас активно обсуждается: разрешить сотрудникам ГАИ направлять постановления о штрафах на рабочее место водителя, нарушившего правила дорожного движения. Тогда бухгалтерия вычтет нужную сумму из зарплаты лихача и отправит в казну. По мнению ведомства, такую систему стоит прописать в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях, который сейчас готовится в Госдуме.
Артур Олегович, планируется ли как-то усовершенствовать систему взыскания штрафов за нарушения правил дорожного движения? Сейчас много жалоб по этому поводу...
Артур Парфенчиков: По большому счету у нас уже давно сформировалось понимание целого комплекса, как должна происходить система добровольной уплаты административных штрафов и их принудительного взыскания.
Безусловно, на первое место следует поставить не принуждение, а корректное наложение штрафов и своевременное уведомление граждан.
И дальше бы система мотивировала граждан на быструю и добровольную оплату штрафов. Поэтому мы высказали целый ряд предложений.
Какие, например?
Артур Парфенчиков: Первое, человек должен быть материально заинтересован оплатить штраф. С 15 января вступает в силу закон, разрешающий уплачивать лишь половину штрафа, если человек заплатит в течение 20 дней после того, как наложен штраф. То есть ему должно быть выгодно заплатить не 500 рублей, а 250 рублей, не 1000 рублей, а 500 рублей. Человек так устроен, что пряник всегда действует более эффективно. Мы на это очень надеемся.
Допустим, человек не успел. Что дальше?
Артур Парфенчиков: Также мы предлагаем механизм, чтобы наши органы ГИБДД имели возможность самостоятельно направить материалы для взыскания напрямую по месту работы или получения пенсии человека. Без судебных приставов. Кстати, для человека также будет выгодней, если до исполнительного производства дело не дойдет.
Значит, вы хотите исключить свое ведомство из системы взыскания дорожных штрафов?
Артур Парфенчиков: Нет. Сейчас мы говорим, что если у человека есть место работы, то на каком-то этапе органы ГИБДД могут отправить материалы сами. Зачем включать механизм исполнительного производства? Естественно, тогда исполнительский сбор с гражданина не взыскивается: 7 процентов от штрафа, но не менее 1000 рублей. Зачем делать нам то, что совершенно спокойно может сделать любой государственный орган, в данном случае ГИБДД. Однако если вся эта система не сработала - человек не заплатил штраф в льготный период и вообще не заплатил, и не удалось найти его место работы, - тогда документы должны поступать к нам.
Водители часто жалуются, что оказываются в базах данных должников несмотря на то, что штрафы оплатили.
Артур Парфенчиков: Таких браков становится меньше, хотя сбои бывают. В этом году мы получили 439,4 тысячи уже оплаченных штрафов. Это 3,5 процента от всех полученных нами на исполнение штрафов за нарушение правил дорожного движения. Хотя в целом число штрафов, поступивших из ГИБДД, растет. Из всех административных штрафов, полученных нами для исполнения, 84 процента - это штрафы за нарушение правил дорожного движения.
Действительно ли есть планы убрать из КоАП статью за неуплату административных штрафов?
Артур Парфенчиков: Мы выступаем с такими предложениями. Если дело дошло до исполнительного производства, то есть не сработали первичные льготные механизмы, то дальше должны действовать другие правила. Мы предлагаем начислять исполнительный сбор сразу после возбуждения исполнительного производства, одновременно убрав из КоАП статью об административной ответственности за неуплату штрафов. То есть мы предлагаем эту систему упростить.
Почему вы считаете это упрощением, если человека за неуплату штрафов не накажут?
Артур Парфенчиков: За 9 месяцев этого года нам поступило 13 миллионов штрафов из ГИБДД. То есть на всех этих людей органы ГИБДД должны были составить протоколы за неуплату административного штрафа, а потом передать материалы в суд. Мы реально видим, что органы ГИБДД, да и любое другое ведомство, не в состоянии оформить все эти протоколы. А если бы смогли, то представьте, как бы увеличилась нагрузка на суды. Поэтому мы и предлагаем сделать систему более простой и понятной: если человек не заплатил вовремя штраф, он наказывается материально, то есть исполнительным сбором.
Что будет, если у человека вообще не найдут денег?
Артур Парфенчиков: Наказание должно быть не столько суровым, сколько неотвратимым. Если наказание не исполняется, это уже очень серьезная пробуксовка всего государственного механизма. Поэтому нам нужно уйти от системы срока давности взыскания административного штрафа и прийти к процедуре его замены. Мы говорим: не нужно отдельно наказание за неуплату административного штрафа. Но если после принятия всех мер принудительного исполнения, в том числе ареста имущества, человек все-таки штраф не заплатил, необходимо предусмотреть право судебного пристава обратиться в суд и потребовать замены штрафа на другое наказание: административный арест, обязательные работы, тем более что в настоящее время судебными приставами отработан механизм отбывания этого вида наказания. Такой порядок обеспечит соблюдение принципа неотвратимости административного наказания.
Вот такая комплексная система предлагается нами. Ее нельзя разорвать. Она должна способствовать тому, чтобы у нас максимальное количество штрафов либо платилось добровольно, либо взыскивалось в рамках непринудительного исполнения, хотя об обращении о взыскании на заработную плату можно дискутировать, все-таки, это, наверное, принудительное исполнение. Но мы говорим о том, что, если возможно, лучше оставлять это за рамками исполнительного производства, без всех негативных последствий, которые следуют за человеком, когда он попадает в сферу исполнительного производства.
"Деловой завтрак" с Артуром Парфенчиковым