26.10.2015 23:55
Общество

В Ярославле обсудили, как воспитать тысячи Королевых и Курчатовых

Текст:  Элина Труханова (Ярославль) Ирина Штольба
Эксперты проходящего в Ярославле третьего всероссийского форума "Будущие интеллектуальные лидеры России" назвали профессию инженера самой востребованной  в России.
Читать на сайте RG.RU
Всероссийский форум "Будущие интеллектуальные лидеры России" в Ярославле

По словам полпреда президента в ЦФО Александра Беглова, форум посвящен именно инженерам, "потому что жизнь без инженера невозможна".

- В каждом доме, на каждом рабочем месте за рулем автомобиля, даже в кино мы видим инженерный труд. А будущее любой страны - это, конечно, хорошо подготовленные инженерные кадры, - уверен полпред.

В медицине же инженеров, как выяснилось, не хватает просто катастрофически.

- У нас страшно не хватает инженеров, которые изобретают и обслуживают медицинское оборудование. Это колоссальный пробел, - говорит директор Московского научно-исследовательского онкологического института имени Герцена Андрей Каприн. - Мы в свое время были великой страной, производящей хирургический инструмент. Все сшивающие аппараты были сделаны нашими инженерами в институте протезирования, но мы лицензию на них продали в 1950-е годы за 50 тысяч долларов, и теперь американцы нам продают эти аппараты, сделав их пластиковыми. Мы забыли, как это делается, это же стыдно. Нам говорили, что инженеры нам не нужны. Очень нужны! Без инженерной мысли, математического моделирования, генной инженерии ничего уже сделать нельзя.

В Ярославле покажут роботов, управляемых силой мысли

По словам Андрея Каприна, дефицит медицинских физиков в стране - 70 процентов. Поэтому, по его мнению, проходящий форум, на который приехали полтысячи юных изобретателей и инженеров, - архиважен. На нем представители онкоинститута намерены "уговаривать ребят идти к ним".

С этими же целями, собственно, прибыли на форум представители всех участвующих в нем научно-исследовательских центров, вузов и инновационных предприятий: посмотреть на талантливых ребят, правильно их сориентировать, помочь в реализации их идей и выборе профессии.

- За последние четыре года мы в Бауманке создали 14 инженерных центров мирового уровня, - рассказал ректор Московского государственного технического университета имени Баумана Анатолий Александров. - И когда к нам приезжала огромная делегация из Швейцарии во главе с ректором Цюрихской политехники - этаким гуру в инженерном образовании, он мне сказал: "Я не знал, что в России есть добротные технические университеты и такие лаборатории, но скажи мне, где вы берете таких ребят?"

Ответ оказался очевиден: в том числе и здесь, на форуме. Правда, в вопросе, каким должен быть современный инженер - узким специалистом или широкого профиля - мнения участников панельной дискуссии разделились.

Со слов Анатолия Александрова, за пять лет объем информации удваивается, и научить молодого человека всему сразу невозможно. С другой стороны, дать ему узко заточенную специальность, этакую "отвертку", тоже неправильно.

- Студент - это не резервуар, который надо заполнить очень дорогой жидкостью, - уверен ученый. - Студент - это факел, который нужно зажечь и, и он уже дальше найдет свой путь впереди. Мы должны дать молодому человеку объем знаний и научить его учиться, находить эти знания и уметь ими пользоваться.

В целесообразности такого подхода усомнился 16-летний Илья Купреев из Калуги, разработавший проект лунной базы. Он, в свою очередь, сравнил "развитого во многих направлениях" инженера с большой и тупой отверткой, которую нельзя будет использовать для тонких операций. Однако, по мнению директора Курчатовского института Михаила Ковальчука, из узко заточенного специалиста никогда не вырастет ни Курчатов, ни Королев, между тем стране их сейчас нужны тысячи.

- Чтобы наша страна стала великой, у нас появились люди, которые много и глубоко знали, например, Королев и Курчатов, - напомнил ребятам член-корреспондент РАН. - И мы сегодня безальтернативные лидеры в космосе и ядерных технологиях. Это были энциклопедически образованные люди. Сегодняшняя логика развития науки привела к тому, что нам таких людей, как Королев и Курчатов, сегодня надо 10 тысяч, и вопрос заключается в том, кто из вас ими станет. Вы должны понимать, на что вы в этой жизни замахиваетесь, на что претендуете. Главная ваша задача - понять себя. Можешь ли ты стать Королевым и Курчатовым сегодняшнего дня? А если нет - тогда надо затачиваться конкретно подо что-то.

Понять себя, ответить на вопрос, кто я - решить эту совсем не простую для молодежи задачу и помогает уже третий год форум "Будущие интеллектуальные лидеры России". Как рассказал Александр Беглов, на этот раз участников форума организаторы искали с помощью специально созданного сайта, куда школьники подавали заявки с рассказом о достижениях. Конкурсная комиссия потом отобрала самые лучшие проекты. В результате на съезд умников и умниц попали талантливые школьники не только из столиц и крупных городов, но сел и поселков.

Артем Фастунов из Волгограда, например, привез действующую модель беспилотника, собственной сборки, который может подниматься на два километра, делая снимки в радиусе четырех километров, стоит же аппарат всего 20 тысяч рублей - дешевле существующих аналогов.

14-летний Алексей Боганов из Железногорска Красноярского края создал веб-сайт "Человек и радиация", ученики школы № 39 из города Россошь Воронежской области Дмитрий Шульгин и Николай Минеев смастерили макет установки для очистки деталей железнодорожных составов, которую побывавший на выставке заместитель начальника СЖД Вячеслав Ульяновский назвал "великолепной и уникальной", а ребят "просто творцами".

Девятиклассник Добрыня Гридасов из Санкт-Петербурга придумал автоматизированную платформу, на базе которой будут создаваться различные модификации военных роботов. Его ровесник Дмитрий Нестеренко из поселка Давыдово Воронежской области тоже отдал предпочтение военной тематике и собрал робота-"скорпиона", предназначенного для ведения боя в любых условиях. А вот мальчишки из Новокузнецкой школы-интерната № 19 - девятиклассник Иван Ляхер и пятиклассник Семен Чунарев - разработали исключительно мирную установку - робота-официанта для поездов.

Директор Курчатовского института Михаил Ковальчук над ней даже ахнул: "Ты посмотри!.." Назвав задумку шикарной, академик все ж указал и на недостатки: молодцы, но "репу" надо еще почесать, экономику просчитать, потому что негоже установку два раза туда-сюда гонять, лишнее электричество тратить - заказ можно принять по телефону или по селектору. И дал задание изобретение доработать:

- Абсолютно правильно думаете, ребята, но экономику надо просчитать. Тогда будете богаты, а иначе без штанов пойдете. С бутербродом, но без штанов.

Ребята обещали заняться усовершенствованием своего робота сразу по возвращении домой.

А чтобы юные таланты чувствовали постоянное внимание со стороны серьезных научных организаций и предприятий, организаторы форума решили создать интернет-портал "ПроеКТОриЯ" - своего рода круглогодичный форум, в котором смогут принимать участие все активные и талантливые ребята. Вместе с ними завсегдатаями портала станут представители ведущих вузов и инновационных компаний, чтобы создалась "такая вот цепочка": талантливый школьник - вуз - предприятие. "Хочешь изменить мир - присоединяйся. Проектория - твоя профессиональная траектория" - получили приглашение все юные интеллектуальные лидеры.

На самом же форуме в Ярославле десять наиболее активных и ярко себя проявивших ребят получат именные сертификаты, с помощью которых смогут на высокотехнологичном оборудовании в центрах инновационного молодежного творчества (их в стране сейчас 117), работать над своими проектами и продвигать их дальше.

Образование Ярославль Центральная Россия