29.10.2015 06:36
Экономика

Эксперт: В ДФО госкорпорации-монополисты взяли бизнес за горло

Текст:  Вадим Заусаев (директор ДальНИИ рынка при минвостокразвития РФ, д.э.н.)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6815)
Выступая на Восточном экономическом форуме, президент России поручил сделать тарифы на электроэнергию на Дальнем Востоке привлекательными для потребителей и инвесторов.
Читать на сайте RG.RU

Это весьма правильный шаг. Чтобы обеспечить ускоренное развитие Дальнего Востока и повысить конкурентоспособность его экономики, необходима специальная энергетическая политика государства. Между тем, если говорить о тарифах, электроэнергией дело не ограничивается.

У свободного порта Владивосток появился первый резидент

Большие затраты в дальневосточной промышленности приходятся на тепло. В последнее время подскочили на 20 процентов железнодорожные тарифы. С 2011 по 2013 годы на те же 20 процентов выросла стоимость тонны горюче-смазочных материалов. Поднялась цена газа - уже стало дешевле использовать для отопления уголь. Госкорпорации-монополисты практически взяли бизнес за горло. Крупные стратегические предприятия - не исключения. Высокотехнологичное производство на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре платит за электроэнергию по повышенным тарифам. В результате доля затрат на нее в себестоимости продукции составляет 15,8 процента.

Да, дальневосточные регионы страдают в данной ситуации больше других, но проблема наболела для всей страны. Недавно глава правительства РФ провел совещание, посвященное повышению эффективности расходов именно госкорпораций и компаний с государственным участием. Как было заявлено на этом совещании, значительная часть таких компаний обладает доминирующим положением на рынке и играет роль инфраструктурных монополий. "При весьма ограниченной конкуренции со стороны других участников рынка эти компании имеют возможность, естественно, диктовать свои условия потребителям, - заметил Дмитрий Медведев, - а те, соответственно, вынуждены разделять издержки, которые в этом случае возникают, оплачивать в ряде случаев просто неэффективные затраты, а иногда и неоднозначные управленческие решения".

Доля затрат на электроэнергию в себестоимости продукции на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре составляет 15,8 процента

Затраты предприятий сегодня огромны. Налог на прибыль, на имущество, перечисления в Пенсионный фонд… Скажите, а почему именно бизнес должен платить работникам дальневосточные надбавки? Если бы эти 60-процентные (и более) надбавки к заработной плате легли на плечи государства, а не предпринимателя, последний смог бы снизить свои издержки. Что уж говорить об оплате проезда в отпуск для работника и его семьи... Ведь это государство заинтересовано в привлечении людей на Дальний Восток, в удержании их здесь! Совершенно непонятно, причем тут бизнес.

Все это вместе серьезно удорожает конечный продукт. Проблема нашей экономики - высокая затратность. Понятно, что ее нужно снижать. Но как? Надо сказать, что власти страны уже нашли грамотное решение: в тех компаниях, где у государства контрольный пакет акций, поручением президента и правительства издержки должны быть снижены на два-три процента, и от выполнения этих задач будет зависеть премирование руководства компаний.

Начинать подрезать свои расходы госкорпорации, как мне кажется, должны с уменьшения заработной платы топ-менеджерам. Разве нормально, когда начальник дальневосточного филиала компании-монополиста получает полтора миллиона в месяц?

Жирок у монополий весьма большой. Резервов много. Сократить издержки можно с помощью энергосбережения, оптимизации заработной платы высших менеджеров и так далее - то есть за счет противозатратной политики. Было бы желание.

Бизнес Хабаровск Дальний Восток