Об этом "РГ" рассказал глава департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антон Кульбачевский в кулуарах открывшегося сегодня в Цюрихе российско-швейцарского форума "Чистый город".
Форум собрал на своей площадке представителей природоохранных ведомств России и Швейцарии, а также бизнесменов и активистов, занятых в изучении и распространении чистых технологий в двух странах. Московское правительство представляла делегация, в которую вошли представители департаментов внешнеэкономических и международных связей, природопользования и охраны окружающей среды, а также других структур.
Цюрих для проведения форума выбрали не случайно - город на протяжении последних лет остается одним из самых благополучных в мире по уровню чистоты воздуха, воды, земли и использования передовых практик в мусоропереработке и очистке сточных вод. 30 швейцарских ТЭЦ, к примеру, переработали в прошлом году 3,8 млн тонн отходов. А полученная от этого энергия пошла на отопление примерно миллиона домохозяйств и подачу электроэнергии в 650 тысяч домохозяйств. Причем утилизируются на ТЭЦ не только бытовые отходы, но и промышленные - за последние даже идет борьба между станциями, благодаря чему снижаются тарифы для промышленных предприятий. Что касается бытовых отходов, то они распределяются между ТЭЦ по территориальному принципу - на каждую станцию поступает мусор с близлежащих территорий.
Москве до такой идиллии еще далеко - по словам министра экологии и природопользования Подмосковья Александра Когана, в столичном регионе работают всего три мусоросжигающих завода и все они убыточны. А общество воспринимает их не как ультрасовременные предприятия, способные решить проблему мусорных свалок, а как угрозу, поскольку распространено мнение, что образующиеся в процессе сжигания мусора вредные вещества просто выбрасываются в атмосферу и потом оседают на землю. "Нам нужно перестроить отрасль, чтобы она стала доходной и туда пришли инвесторы, а люди изменили свое мнение и посмотрели на мусоросжигание по другому", - подчеркнул Коган во время своего выступления.
В то же время экологическая ситуация в целом в Москве за последние годы изменилась в лучшую сторону, рассказал Антон Кульбачевский. И это несмотря на ежегодный прирост автомобилей в городе на 200-300 тысяч ежегодно, а автотранспорт остается одним из главных факторов, влияющих на чистоту воздуха. Во-многом улучшению ситуации способствовали меры, прямого отношения к экологии не имеющие - это борьба с пробками, введение платной парковки, популяризация общественного транспорта. Загрузка дорог снизилась, средняя скорость движения выросла и в результате машины стали меньше дымить, не простаивая часами в пробках. Есть и такой фактор, как обновление автопарка - люди постепенно пересаживаются на все более современные авто, которые куда более экологичные. К тому же бензин в Москве используется в основном класса "Евро-5" - его производят на столичном нефтеперерабатывающем заводе, который также модернизируется и внедряет современную систему мониторинга вредных выбросов. "Свою роль играет и озеленение - в городе за последние два с лишним года высажено около миллиона деревьев и кустарников, причем эта работа не закончена. В течение пяти лет планируется высадить еще примерно 3,5 миллиона деревьев и кустарников", - говорит Кульбачевский.