Причина проста и в то же время мало понятна. На вооружении ВВС Болгарии находятся 12 истребителей МиГ-29А и четыре учебно-боевых МиГ-29УБ. Они требуют регулярного контроля своего технического состояния и продления ресурса. Этим всегда занимались специалисты РСК "МиГ". Лишь они могли осуществлять качественный ремонт, имели право продлевать ресурс самолета и отдельных его агрегатов на тот срок, в течение которого истребитель, по их мнению, сохранит свои летные качества и боеспособность.
Однако 22 октября правительства Болгарии и Польши заключили соглашение о ремонте болгарских самолетов МиГ-29 российского производства. Польша обязалась продлить ресурс двигателей на 350 часов за 1 млн 23 тысячи евро.
РСК "МиГ" практически за ту же сумму - 1 млн 50 тысяч евро гарантирует после проведения соответствующего техобслуживания ресурс в 500 полетных часов, то есть в два раза больше.
Конечно, где ремонтировать двигатели самолетов российского производства и как продлевать ресурс самого самолета, пусть и в ущерб своим финансовым интересам, вправе решать сама Болгария. Но и Россия отстраненно на это смотреть не собирается.
Гендиректор РСК "МиГ" Сергей Коротков так прокомментировал сложившуюся ситуацию:
"В случае реализации соглашения с Польшей о ремонте двигателей РД-33, установленных на МиГ-29, у нас не останется другого выхода, кроме как отказаться от сопровождения и поддержания технической эксплуатации самолетов МиГ-29 ВВС Болгарии. Это поставит под вопрос правомерность дальнейшего использования данных самолетов, а также безопасность жизней летчиков. Мы сожалеем, что такое решение принимается исходя из соображений исключительно политической конъюнктуры и, вероятнее всего, является результатом давления извне".
От имени гендиректора было направлено официальное письмо послу РФ в Болгарии Юрию Исакову. В нем также поставлен вопрос правомерности использования российских истребителей, находящихся без сопровождения РСК "МиГ".
"Выполнение ремонта болгарских двигателей на польских предприятиях станет основанием для прекращения РСК "МиГ", как разработчика и производителя самолетов МиГ-29, дальнейшего выполнения договорных обязательств по поддержке и эксплуатации самолетов МиГ-29 ВВС Болгарии", - говорится в письме. Межправительственное соглашение о ремонте двигателей самолетов МиГ-29 должно быть ратифицировано болгарским парламентом в ближайшие дни. Если ратификация состоится, то лучшие в мире фронтовые истребители из Болгарии, образно говоря, улетят.
Они - реально лучшие в своем классе. Это подтверждено многократными учебными дуэльными поединками с западными аналогами. И тем, как показали себя МиГ-29 в Сирии.