04.11.2015 19:00
Культура

В РГБИ открылась выставка лаковой миниатюры из Федоскино

"Федоскинское чудо" - в Российской библиотеке искусств
Текст:  Жанна Васильева Сергей Михеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №249 (6820)
К 220-летию возникновения федоскинской лаковой миниатюры в Голубом зале Российской государственной библиотеки искусств открылась выставка "Федоскинское чудо" (куратор Светлана Большакова), посвященная одному из самых известных промыслов России. Она продолжает выставочный проект библиотеки "Золотой круг народных ремесел".
Читать на сайте RG.RU
Родина русских лаков Федоскино
Художники встали на защиту родины русских лаков Федоскино

История федоскинской миниатюры, простите за каламбур, история России в миниатюре. Начать с того, что по росписям на лаковых табакерках, шкатулках, бонбоньерках и футлярам для очков можно наблюдать смену стилей, востребованных сюжетов и ожиданий заказчиков... Но если сюжеты интересны вариациями традиционного канона, расширением спектра мотивов и копий, то технологии лаковой миниатюры, напротив, максимально "консервативны". Разумеется, в том случае, если речь идет об настоящих федоскинских миниатюрах. Тех, на которые, как в старину, дают гарантию сто лет. Собственно, эти вещицы "повседневного спроса", приспособленные для необходимых "мелочей жизни", фактически оказывались посланниками в вечность. Теми, которые благодаря своей портативности, функциональности имеют шанс не потонуть в водах Леты.

"Носителем" памяти оказываются не только предметы, но и сама технология их изготовления и росписи. И тут свой сюжет. На первый взгляд, перед нами вроде бы обычная история о заимствованных технологиях. Русские заимствовали секрет лаков у немецких мастеров из Брауншвейга, которых в 1795 году купец Коробов переманил со знаменитой фабрики И. Штобвассера на свою, вновь открытую в подмосковном селе Данилково (Федоскино). Коробов поднялся на заказах для армии - фабрика делала лаковые козырьки для армейских головных уборов. Шкатулки с наклеенными бумажными картинками "времен Очаковских и покоренья Крыма", покрытые лаком, выглядели наверняка скромным дополнением к бюджету. Но уже зять Коробова, П.В. Лукутин, сделал ставку на художественное качество работы. Миниатюры пишутся теперь маслом, как западные картины. Для мастеров открывается художественная школа. Оригиналы работ, которые идут в производство, отбираются самим Лукутиным. При сыне Лукутина, Александре, федоскинские изделия получают мировую известность. Становятся национальным брендом, как сказали бы. Фактически перед нами классический сюжет успеха из новой промышленной истории России. Причем движителем тут оказывается искусство.

В Манеже открылась выставка "Православная Русь"

Любопытно, что в 1904 году, когда после смерти сына Александра Лукутина, Николая, фабрика закрывается, десять мастеров решаются объединиться в артель. И уже в 1910 году, взяв ссуду в банке, они продолжают работу. В 1923 году, когда, казалось бы, точно никому не до шкатулок расписных было, федоскинцы показывают свои изделия на Всесоюзной выставке, их шкатулки отправляются на международные выставки. А в 1931-м по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессиональная школа, где обучали производству шкатулок и их росписи. Поразительная история, демонстрирующая любовь мастеров к профессии.

Выставка в РГБИ - еще одно подтверждение тому, что их усилия были не напрасны. Здесь можно увидеть лаковые миниатюры разных лет, начиная с конца XIX века и заканчивая 2015-м, работы известных мастеров и студентов, предоставленные Федоскинским филиалом Высшей школы народных искусств. Но у истории этой открытый финал. Похоже, сегодня и мастера, и Федоскинская лаковая миниатюра вновь нуждается в защите и поддержке. В том числе государства. Главных проблем две. Одна - подделки, которые мимикрируют под федоскинские шкатулки. Другая - строительство в зоне охраняемого ландшафта коттеджного поселка. Речь об этой второй проблеме. "РГ" подробно писала о ее судебных перипетиях.

Помимо чисто юридической стороны дела есть еще логика развития народного промысла. Мастера лаковой миниатюры не вырастают без школы, без учебы у старших мастеров. Точно так же народное ремесло не может существовать вне традиции и вне места. Превратить национальный бренд в фейк ничего не стоит. Это чтобы создать и сохранить его, понадобилось двести двадцать лет.

Народные промыслы