Два полотна - "Итальянский пейзаж" Петра Басина и "Дуб" Михаила Лебедева - созданы в первой половине XIX века. Еще два произведения, "Василий Блаженный" Клавдия Лебедева и "Гусляры" Виктора Васнецова, датированы началом XX века. Картины поступили в Новгородский музей-заповедник в 1957 и 1967 годах из музея "Павловск". Однако в инвентарных книгах не было информации о происхождении экспонатов.
Удивительная история их открылась при реставрации "Василия Блаженного". Ученые обнаружили вензель Николая II и карандашные пометки на подрамниках - свидетельства того, что когда-то картина висела в Александровском дворце. Позже императорские метки нашлись еще на трех полотнах. Музейные работники сравнили инвентарные номера и фотографии, сделанные в 1917 году при описи дворцового имущества. И окончательно убедились в том, что картины принадлежали последнему российскому императору.
- Открытие проливает свет на личность Николая Александровича, - рассуждает заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Ирина Васильева. - Так, "Василий Блаженный" Лебедева занимал почетное место рядом с портретом Александра III, отца Николая II. Вместе с небольшой картиной Виктора Васнецова "Гусляры". Они свидетельствуют о глубоком интересе императора к истории допетровской Руси. А небольшие этюды Петра Басина и Михаила Лебедева отражают любовь Николая Александровича к малым формам искусства, его тонкое восприятие живописи.
Картины "Итальянский пейзаж", "Дуб" и "Гусляры" сейчас экспонируются в залах Новгородского музея-заповедника. "Василий Блаженный" находится на реставрации.