По информации РСА, до недавнего времени, преимуществами Европротокола (оформления ДТП без участия сотрудников ДПС) в России пользовалась незначительная часть водителей. Тому было несколько причин, среди которых безальтернативное прямое урегулирование (когда человек должен был искать компанию виновника и улаживать все через нее) и размер возмещаемой суммы ущерба - 25 тысяч рублей (в прошлом году).
Год назад произошли два серьезных нововведения, которые помогли несколько изменить ситуацию. Во-первых, при ДТП с двумя участниками, если не пострадала чья-то жизнь и здоровье, теперь можно обращаться в свою страховую компанию, и она будет взыскивать деньги с компании виновника в происшествии. Во-вторых, выплаты по Европротоколу увеличились до 50 тысяч рублей. "Это дало определенный импульс, мы стали видеть, что количество оформляемого Европротокола стало увеличиваться, пусть не сильно большими темпами, но уже к июню дошло до 12 процентов в целом по России, - констатировал Евгений Уфимцев. - То есть, в среднем примерно 12 тысяч убытков в месяц оформлялось в РФ по упрощенной модели".
Кроме того, с июля вступили в силу изменения в ПДД, которые обязали водителей в случае незначительных повреждений освобождать проезжую часть. По словам экспертов, это правило заставляет людей обращать внимание на возможность оформить документы по Европротоколу не вызывая сотрудников ГИБДД, тем более, что сложностей с оформлением бланков не возникает. "Если мы до июня видели в среднем 12 тысяч убытков, оформленных по Европротоколу, сейчас октябрь мы закончили, у нас уже 33106 ДТП прошло без участия сотрудников ГИБДД, - уточнил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков. - То есть почти 25 процентов было оформлено без участия сотрудников ГИБДД, когда люди, заполнив извещение, приезжают в страховую компанию, которая производит урегулирование убытков".
По словам Владимира Кузина, ГИБДД "кровно заинтересовано" в увеличении количества Европротоколов и оформлении ДТП без участия сотрудников полиции. "Естественно, в условиях реформирования Министерства внутренних дел, сокращения личного состава, нагрузка резко увеличилась, - заявил заместитель начальника ГУ ОБДД МВД РФ. - Вы прекрасно знаете, много жалоб о том, что приезжают через два часа, через три часа, чуть ли не через сутки для того, чтобы оформить ДТП именно с мелким материальным ущербом". Как рассказал Владимир Кузин, согласно анализу правоприменительной практики его ведомства, лишь каждая двенадцатая авария (8,3 процента) оформлена без участия сотрудников ДПС.
Эксперты сошлись во мнении, что по возможностям Европротокола необходимо проводить ликбез в автошколах. "Конечно же, нужно вводить в обязательном порядке такой предмет в образовательных учреждениях, - заявил редактор журнала "За рулем", юрист Сергей Смирнов. - В автошколах должны изучать не только правила дорожного движения, но и, безусловно, порядок оформления ДТП, порядок заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии и взаимодействие со страховыми компаниями". Правда, эта мера решает лишь часть проблемы, потому как о Европротоколе хорошо будут осведомлены только те, кто получают водительское удостоверение впервые. Водителей со стажем с июля этого года просвещают при покупке полисов ОСАГО, выдавая в дополнение к полису брошюру "ОСАГО +". Там изложен порядок действия водителя по Европротоколу, его права и обязанности.
Пресс-конференция, посвященная внедрению европротокола в России