16.11.2015 20:18
Общество

Ливанов: Работа учителей не должна оцениваться по ЕГЭ

Учителя не готовы работать по новым стандартам
Текст:  Ирина Борисова
Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (6830)
В России сегодня более 1 миллиона учителей, но по новым требованиям пока готовы работать немногие. Об этом шла речь на Всероссийском съезде педагогов, участвующих в апробации стандарта.
Читать на сайте RG.RU

Новый стандарт учителя должен вступить в силу уже в этом году, но педагогическое сообщество к этому не готово. Тем не менее апробация идет в 43 регионах. Что требует стандарт от учителя? Высшее образование, умение работать с "особенными" учениками, индивидуальный подход к каждому, воспитательную работу в классе, сотрудничество с родителями и постоянный профессиональный рост. Важная деталь: зарплата учителей напрямую будет зависеть от выполнения стандарта.

При приеме документов у абитуриента учтут золотой значок ГТО

Министр Дмитрий Ливанов подчеркнул, что работа педагогов ни в коем случае не должна оцениваться по ЕГЭ.

- Из показателей работы губернаторов этот критерий уже исчез. Мы убираем его из различных рейтингов, касающихся работы школ. Главные показатели для оценки учителей - динамика учеников и индивидуальные достижения, - заметил министр.

Учителя готовы работать по-новому. Но зачастую этому мешает элементарное отсутствие условий.

- Если школа будет брать учеников с отклонениями в здоровье, ей нужно не менее 3 психологов, 11 тьюторов, хотя бы один сурдопереводчик и дефектолог, - говорит завуч калужской школы N25 Галина Ракитянская.

А еще в школе нужны лифт, пандус, оборудованный туалет, приспособленные места в столовой и даже особое меню. Но и это еще не все. Сейчас практически все учителя работают на полторы ставки и больше. При такой нагрузке об индивидуальном подходе к каждому ученику вряд ли можно говорить. "Нагрузка должна быть не больше 20 часов в неделю", - считает Ракитянская.

20 часов в неделю - максимальная нагрузка на учителя при инклюзиве

У нее есть ученица - надомница со слабым зрением. Девочка очень бы хотела ходить в школу, и, по мнению учителя, могла бы посещать обычные уроки. Заниматься она может и без шрифта Брайля, и без специальных учебников. "Но есть, видимо, еще какие-то диагнозы или противопоказания, о которых я не знаю, - объясняет педагог. - Нам сообщают только код заболевания. Если в классе будут особые ученики, педагогу надо сообщать диагноз и первые неотложные медицинские меры, которые он должен предпринять в случае ЧП".

Пока что этот вопрос вообще никак не урегулирован. Более того, во многих школах медработники - приходящие на 3-4 часа в неделю медсестры.

Директор школы N 109 Евгений Ямбург согласен, что условия для внедрения стандарта сейчас не самые благоприятные, но надо двигаться вперед.

Мнение

Елена Стребелева, профессор Института коррекционной педагогики РАО:

- Стоит ли отдавать умственно-отсталого ребенка, а к таким относятся и дети с синдромом Дауна, и аутисты, в массовую школу? Мы учим студентов пять лет, и все равно они не знают, как работать с такими детьми. Им надо еще пять лет практики. А что говорить про обычных учителей? К примеру, для ученика с умственной отсталостью при ответе у доски нужна ситуация успеха. Сможет ли обычный учитель найти эту грань? В стране создана прекрасная система помощи и поддержки "особых" детей и надо пользоваться ее возможностями. Ученики, которые пришли в первые инклюзивные школы, в прошлом году закончили 9 класс. Я наблюдала их с раннего детства и могу сказать: к инклюзиву отношение у специалистов сейчас менее восторженное.

Образование Минобрнауки