Как рассказал "Российской газете" заместитель руководителя антимонопольного ведомства Виталий Королев, минимальный уровень роста тарифа на тепло на 2016 год зафиксирован на отметке ноль процентов. Это значит, что региональные власти в следующем году смогут оставить действующие тарифы - было бы желание. Что касается максимального роста уровня тарифов, то в среднем по стране он составляет 3,4 процента.
На электрическую энергию в большинстве территорий тарифы могут быть повышены до одного процента - это минимум. Максимальный рост установлен на уровне 7,5 процента.
Исключением станут 15 регионов. Для них, учитывая критическое состояние сетей, минимум роста тарифа установлен на отметке 4 процента.
В этом списке Курская, Нижегородская, Ивановская, Кемеровская, Архангельская области, Красноярский край, а также Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Чечня, Республики Карелия, Тыва и Марий Эл.
По статистике, средний россиянин тратит на оплату ЖКХ лишь 10-15 процентов своих доходов. Согласно опросам, стоимостью жилищно-коммунальных услуг в нашей стране недовольны около четверти граждан. Эксперты склонны объяснять это тем, что люди не понимают, как рассчитываются тарифы, а главное, по мере роста платежей не видят улучшения качества услуг.
Как решать эту проблему? Эксперты, опрошенные "РГ", расходятся во мнениях.
"На мой взгляд, необходимо отказываться от повсеместного и одномоментного повышения тарифов. Такие решения серьезно разгоняют инфляцию и мешают объективно оценить, где такие повышения нужны, а где - нет", - говорит Светлана Разворотнева, исполнительный директор "ЖКХ Контроль". По ее словам, было бы правильно, чтобы решения о росте тарифов принимали только региональные органы власти в увязке с программой повышения качества коммунальных услуг. По мнению Разворотневой, утверждению тарифов для конкретного предприятия должна предшествовать аудиторская проверка с публичным обсуждением ее результатов.
"Только после этого потребители смогут быть уверены, что повышение тарифа действительно необходимо и деньги пойдут по назначению. А если по итогам проверки еще и появятся отдельные решения снизить тариф, то доверие к процедурам тарифного регулирования возрастет многократно", - считает она.
Дмитрий Гордеев из Института экономики города предупреждает, что если ограничить рост тарифов, у многих коммунальных организаций не будет ресурсов ремонтировать и развивать инфраструктуру. "Если мы хотим пить качественную воду, бесперебойно получать свет и тепло, нужно приводить в порядок инфраструктуру, а значит, повышать тарифы. Те люди, которым платежи не по карману, уже сегодня могут получать адресные субсидии государства", - говорит он.
Дмитрий Гордеев напоминает, что сейчас субсидии получают примерно 10 процентов жителей страны. "Пусть их количество вырастет до 20-25 процентов. Но остальные, у кого доходы позволяют, должны оплачивать коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам", - полагает эксперт.
Вячеслав Бобков, генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г.В. Плеханова, в свою очередь, призывает обратить внимание на еще один аспект. Дело в том, что сейчас, по его словам, из методики расчета прожиточного минимума, который используют для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, полностью ушли платные услуги, в том числе ЖКХ. "Сегодня там учитываются только продукты питания, затем эта сумма умножается на два, -поясняет Бобков. - Получается, что прожиточный минимум у нас в этой части "слепой". Как считает эксперт, нужно вернуть прежнюю методику. "Государство, оказывая социальную поддержку гражданам, должно иметь точное представление, сколько средств население тратит на оплату услуг, в том числе жилищно-коммунальных", - констатирует Вячеслав Бобков.