Познакомившись с этим исследованием, директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ "Высшая школа экономики" Лилия Овчарова обратила внимание на парадокс: объемы сбережений граждан в российских банках в 2015 году растут, причем, на фоне сокращения доходов населения, потребления, сжатия товарооборота. По ее версии, в кризис в России наметилось формирование новых богатых и экономических элит, которые открывают новые банки и производства.
Анализ настроений горожан шел по шкале - от критически бедных ("денег с трудом хватает на питание) до сверхбогатых ("можем купить квартиру или новый дом"). В промежутке оценивались настроения тех, кто "питается хорошо, могут приобрести предметы первой необходимости" и "могут купить новый автомобиль, но не квартиру".
Как пояснил "Российской газете" глава департамента, один из авторов исследования Алексей Зубец, такая сравнительная методика позволяет измерить градус общественного напряжения для оценки уровня социальной стабильности в разных точках страны.
В 2015 году доля тех, кому с трудом хватает денег на питание, выросла до 13 процентов против десяти процентов годом ранее. Те, кому достаточно средств только на предметы первой необходимости, - до 42 процентов против 38 процентов в 2014 году. Таким образом, доля двух наименее обеспеченных социальных групп составила 55 процентов от населения страны. "В кризис индекс социального расслоения снижается, разрыв между богатыми и бедными сокращается, - говорит Алексей Зубец. - Причем, сверхбогатые переносят потерю сверхдоходов драматичнее".
Число людей, готовых покупать люксовые иномарки - "Мерседес" и "Лексус" снизилось в этом году на треть. При этом в группе малообеспеченных, несмотря на сокращение доходов, на пять-семь процентов увеличилось стремление покупать модели низкобюджетной "Лады".
Подробнее читайте в следующем номере "Российской газеты"