Что дальше? К таким ученикам могут быть приставлены тьюторы или тренеры, сами они могут заниматься по индивидуальным планам и программам. Такая работа во многих продвинутых рейтинговых школах ведется, но обычно все зависит от того, насколько в этом заинтересован учитель. Сейчас это станет обязанностью образовательных учреждений.
Для того чтобы помочь педагогам, будут составлены типовые программы для одаренных детей. Скорее всего, они станут основой, примером для более детальных программ, которые, в свою очередь, предложит школа. Ведь одаренность у всех проявляется по-разному и педагогические подходы и методы всякий раз будут иными. В знаменитой математической московской школе № 57, например, практически у каждого учителя есть своя авторская программа и набор методических материалов. Так же работают с одаренными детьми в другой школе - № 218, которая тоже показывает успехи в изучении математики и информатики. Давно ведется индивидуальная работа с одаренными школьниками в белгородском лицее № 38, и некоторые выпускники этого лицея стали чуть ли не самыми блестящими студентами мехмата МГУ. Учитель математики из этого лицея Валентина Арсентевна Лычева, которая учила этих талантливых студентов, в свое время рассказывала "РГ", что делала упор не на уроки и школьную программу, а на дополнительные занятия после школы. Ученики приходили к ней домой и часами решали задачки, которые она им подбирала опять-таки далеко за пределами школьного материала. То, что раньше было личной инициативой педагогов, сейчас станет частью их работы.
Конечно, к этому готовы далеко не все учителя. Все-таки программы подготовки педагогических кадров рассчитаны на подготовку среднего ученика, на выпуск, так сказать, массового продукта. А те ребята, которые показывают высокие достижения, чаще всего уходят в спецшколы, специализированные центры при университетах, где знают, как вести с ними такую работу. Например, с одаренными детьми, которые увлекаются математикой, физикой, химией, биологией, успешно работают в СУНЦе при МГУ. Там часть занятий ведут не обычные учителя, а преподаватели университета.
Документом определено, что в таких программах работы с одаренными детьми станут использоваться и дистанционные технологии. В любой школе, где есть ученики с высокими результатами, вам расскажут: многие из них могут осилить школьную программу без ежедневного посещения уроков и иногда даже без учебников. Вместо этого для них гораздо полезнее дистанционное занятие с кем-либо из вузовских педагогов или лучших учителей России. Еще одно важное уточнение: в работе с одаренными детьми обязательно будет участвовать психолог. И, по мнению педагогов, это абсолютно оправданно. У детей, которые добиваются высоких результатов, часто есть проблемы: от звездной болезни до более серьезных диагнозов. Не секрет, например, что аутисты могут добиваться серьезных успехов в точных науках. Они концентрируются на решении задачи, не отвлекаясь от нее часами. Преподавателей, как правило, зовут на "ты" или просто по имени, могут заблудиться в школе или вузе и даже кричать правильное решение задачки, сидя под партой.
До 27 ноября Минобрнауки должно подготовить перечень мероприятий-олимпиад, творческих конкурсов, других состязаний, которые будут учитываться при составлении списка одаренных учеников. До 20 июля полные данные обо всех победителях и призерах будут собраны из школ и к 1 августа должны появиться на специальном информационном ресурсе. Каким он будет - решат Минобрнауки и Минкомсвязи. К октябрю 2016 года такое межведомственное сотрудничество должно быть отработано на региональном уровне, а к декабрю 2016 года - на федеральном.
Конечно, одаренность не ограничивается рамками олимпиад, есть гениальные дети, которые не участвуют в них или не становятся первыми по каким-то формальным причинам. Наверное, школам надо будет учитывать и этот момент, не оставляя без сопровождения таких детей.