19.11.2015 11:40
Общество

Одаренным детям разрешат заниматься индивидуально

У одаренных детей появятся наставники
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Столичный выпуск: №263 (6834)
Подписано постановление правительства о поддержке одаренных детей. Все школы в ближайшее время должны пересмотреть свою работу с ними. Если в классе есть дети, которые победили в олимпиадах, иных интеллектуальных, творческих, спортивных конкурсах, вся информация о них должна быть собрана в школе для составления портфолио таких детей.
Читать на сайте RG.RU

Что дальше? К таким ученикам могут быть приставлены тьюторы или тренеры, сами они могут заниматься по индивидуальным планам и программам. Такая работа во многих продвинутых рейтинговых школах ведется, но обычно все зависит от того, насколько в этом заинтересован учитель. Сейчас это станет обязанностью образовательных учреждений.

РГ + Россия 24: Результаты школьных олимпиад будут действительны 4 года

Для того чтобы помочь педагогам, будут составлены типовые программы для одаренных детей. Скорее всего, они станут основой, примером для более детальных программ, которые, в свою очередь, предложит школа. Ведь одаренность у всех проявляется по-разному и педагогические подходы и методы всякий раз будут иными. В знаменитой математической московской школе № 57, например, практически у каждого учителя есть своя авторская программа и набор методических материалов. Так же работают с одаренными детьми в другой школе - № 218, которая тоже показывает успехи в изучении математики и информатики. Давно ведется индивидуальная работа с одаренными школьниками в белгородском лицее № 38, и некоторые выпускники этого лицея стали чуть ли не самыми блестящими студентами мехмата МГУ. Учитель математики из этого лицея Валентина Арсентевна Лычева, которая учила этих талантливых студентов, в свое время рассказывала "РГ", что делала упор не на уроки и школьную программу, а на дополнительные занятия после школы. Ученики приходили к ней домой и часами решали задачки, которые она им подбирала опять-таки далеко за пределами школьного материала. То, что раньше было личной инициативой педагогов, сейчас станет частью их работы.

Конечно, к этому готовы далеко не все учителя. Все-таки программы подготовки педагогических кадров рассчитаны на подготовку среднего ученика, на выпуск, так сказать, массового продукта. А те ребята, которые показывают высокие достижения, чаще всего уходят в спецшколы, специализированные центры при университетах, где знают, как вести с ними такую работу. Например, с одаренными детьми, которые увлекаются математикой, физикой, химией, биологией, успешно работают в СУНЦе при МГУ. Там часть занятий ведут не обычные учителя, а преподаватели университета.

Родители и учителя высказались против переноса начала учебного года

Документом определено, что в таких программах работы с одаренными детьми станут использоваться и дистанционные технологии. В любой школе, где есть ученики с высокими результатами, вам расскажут: многие из них могут осилить школьную программу без ежедневного посещения уроков и иногда даже без учебников. Вместо этого для них гораздо полезнее дистанционное занятие с кем-либо из вузовских педагогов или лучших учителей России. Еще одно важное уточнение: в работе с одаренными детьми обязательно будет участвовать психолог. И, по мнению педагогов, это абсолютно оправданно. У детей, которые добиваются высоких результатов, часто есть проблемы: от звездной болезни до более серьезных диагнозов. Не секрет, например, что аутисты могут добиваться серьезных успехов в точных науках. Они концентрируются на решении задачи, не отвлекаясь от нее часами. Преподавателей, как правило, зовут на "ты" или просто по имени, могут заблудиться в школе или вузе и даже кричать правильное решение задачки, сидя под партой.

До 27 ноября Минобрнауки должно подготовить перечень мероприятий-олимпиад, творческих конкурсов, других состязаний, которые будут учитываться при составлении списка одаренных учеников. До 20 июля полные данные обо всех победителях и призерах будут собраны из школ и к 1 августа должны появиться на специальном информационном ресурсе. Каким он будет - решат Минобрнауки и Минкомсвязи. К октябрю 2016 года такое межведомственное сотрудничество должно быть отработано на региональном уровне, а к декабрю 2016 года - на федеральном.

Конечно, одаренность не ограничивается рамками олимпиад, есть гениальные дети, которые не участвуют в них или не становятся первыми по каким-то формальным причинам. Наверное, школам надо будет учитывать и этот момент, не оставляя без сопровождения таких детей.

Образование