Она - одна из самых читаемых в России, автор нашумевших произведений: "Альбион и тайна времени", "Кремлевские жены", "Дети Кремля", "Жены русской короны", "Душа Москвы", "Сказки о любви"... А еще она удивительный рассказчик, знающая так много интересных увлекательных историй.
- Лариса Николаевна, свою творческую жизнь вы начинали как поэтесса. В одном из ваших стихотворений есть строка: "Я главного слова еще не сказала"... Это было написано давно. А что скажете сегодня, в свой очередной юбилей?
- Вот только не надо подводить какие-то итоги! Не люблю юбилеи! Ведь они невольно заставляют вспомнить про возраст. Кстати, полностью абзац стихотворения звучит так:
Я главного слова еще не сказала,
Грядущего с прошлым узлом
не связала,
А значит, меня не догнали года,
и я - молода...
Молодость - это не годы, толпящиеся впереди, а дерзкое чувство свободы в груди. У меня оно есть.
С Ларисой Николаевной я знакома 15 лет. За это время она внешне почти не изменилась.
В тот год под Москвой открывался необычный музей танка Т-34, который создала Лариса Васильева, чья книга "Кремлевские жены" стала тогда настоящим бестселлером. Но при чем тут музей танка? Редакция поручила мне туда подъехать, все узнать и написать.
Признаюсь, готовилась я к беседе, как школьница к экзамену. Даже нашла сборник стихов Васильевой и пожалела, что не читала их раньше. Потому что они очень искренние, доходчивые и написаны простыми словами без ложного пафоса, назиданья, визгливого восторга и трагического надрыва. Недаром первый сборник ее лирических стихов "Льняная луна" сразу же получил премию Московского комсомола.
Мы встретились возле музея - небольшого двухэтажного белого здания, на котором написано громадными буквами: "Музей истории танка Т-34".
Васильева водила меня по небольшим залам, где использовался каждый сантиметр его площади, и я поняла, какую колоссальную работу провели создатели первого и единственного в мире музея танка. И поймала себя на мысли, что мне удивительно просто общаться с моей собеседницей. Ни тени звездности и величия. Рядом - страстно увлеченный человек, женщина, которая смогла заразить многих своей идеей и осуществить ее.
- Музей посвящен истории танка и всем, кто создавал, строил и воевал на этой боевой машине. Мой отец - один из создателей Т-34. Вместе с Морозовым и Кошкиным он получил за него Сталинскую премию.
- А мой - был танкистом. Воевал на Курской дуге. Все мое послевоенное детство прошло на танковых полигонах.
- Я же с детства танки не любила, потому что им, а не мне отец отдавал все свое время. Его рабочий день начинался с 8 утра и заканчивался в полночь. Но чем конкретно он занимался, в семье не обсуждалось. Секретно! Да я, поэтесса, и не стремилась узнать. А отец стихи не очень, скажем, понимал.
- Вы их писали с детства?
- Даже публиковалась в "Пионерской правде". Однажды сама Анна Ахматова, увидев мои стихи, написала мне. Великая поэтесса разобрала их "по косточкам". На полях сделала несколько обидных пометок: "ай-я-яй!", "фи!"... Но в конце добавила странную приписку: "Меня ты не бойся". А я никого не боялась. Была довольно самоуверенной девчонкой и не сочла тогда нужным ответить Анне Андреевне. Потом об этом всю жизнь жалела. Ахматова же не раз снилась мне.
- Поэтому вы написали свою необыкновенную сказку о любви-ненависти "Мишень"? Где два главных героя: Он и Она. Анна и Иосиф. Узнаваемые Ахматова и Сталин. Они действительно встречались в жизни?
- Возможно, все так и было.
- А вы с ним встречались?
- После войны отца перевели в Москву. И вот на Новый год я в доме Клима Ворошилова вместе с другими детьми наряжала елку. Сидела наверху, когда Сталин зашел в комнату. "Высоко забралась - больно падать будет", - сказал мне вождь. Второй раз я его увидела семь лет спустя в гробу.
- А ведь первая половина его реплики сбылась!
- Лишь бы не вторая!..
Показав музей, Васильева предложила зайти к ней на дачу, она недалеко от музея. По дороге я спросила писательницу про ее "Кремлевских жен".
- Кто подсказал идею, почему книга вызвала такой интерес?
- Я многие годы изучала древнерусскую литературу, по крупицам собирала сведения. Что случилось с женщиной за два прошедших века? Так складывалась книга "Жены русской короны".
Но однажды муж мне сказал: "Смотри, уходят из жизни недавние жены Кремля, даже дети... Пропустишь". И я "побежала". Помогало мне то, что жизнь моя каким-то образом была связана с Кремлем и что я была в то время уже известной поэтессой.
- "Кремлевские жены", можно сказать, стали вашей визитной карточкой. Но до них все зачитывались вашей повестью "Туманный Альбион", опубликованной в "Новом мире". Как попали в Англию?
- Туда направили мужа, Олега Васильева, корреспондента "Известий". Я ехать не хотела. Здесь у меня шла, развивалась поэтическая жизнь. Но, приехав в Англию, поняла, что буду писать прозаическую книгу без всякой политики. Книга имела успех, наверное, потому, что была первой "такой". "Альбион и тайна времени" - так она была названа у нас, а в Англии ее озаглавили: "Лара в Лондоне".
- Вы посвятили нашей столице замечательную книгу "Душа Москвы".
- Хотя родилась я на Украине, а в годы войны жила на Урале, куда был эвакуирован из Харькова завод отца, Москва давно стала для меня родной. Ведь меня сюда привезли в 1947 году, на 800-летие столицы. До сих пор помню, какой она была красивой в те дни! Я даже выразила свои впечатления в стихах.
С тех пор встречались мы много раз. Но чаще перезваниваемся. Потому что Васильева в основном живет на даче, возле музея танка, а это 37-й километр от Москвы. Далековато ездить в гости. Она же там занимается проблемами музея, которому уже стало очень тесно. Чтоб расшириться, нужно столько всяких разрешений, согласований! Поэтому Васильева разрешила разместить штаб музея на своей даче, в гостиной, где висит портрет отца.
А свои книги она пишет ночами. Пишет по-прежнему перышком. Компьютер не освоила. И не хочет. Приходится только удивляться, как Васильева написала столько книг! Кроме уже названных, знаменитых, недавно появились новые. И они такие разные! Например, "Правда о танке Т-34" и "Жена и муза" о тайне Александра Пушкина. "В прицеле - Прохоровка" о великом танковом сражении и "Василиса" - о том, как избежать катастрофы нашей цивилизации...
- Скоро выйдут еще две моих книги: "Исчезновение императора" - про Александра I и "Путешествие друзей с врагами" - про литературный процесс второй половины ХХ века.
А журнал "Наука и религия" начнет печатать мою повесть про Анну Ахматову: "Королева без королевства".
- Решили через много лет все-таки ответить великой поэтессе? А свои стихи больше не пишете? Только прозу?
- Насчет стихотворения отвечу: я сажусь и не знаю, что буду писать. Все это идет оттуда! - она указала пальцем наверх.