На стадионе часто сейчас бываете, Герман Семенович?
Герман Зонин: Бывал бы чаще, да погода неподходящая. Холодно не только сидеть не трибуне, но и играть. До сих пор не пойму, зачем нужно было копировать европейцев с их системой "осень-весна"?! У нас вечно что-то придумают! То пробивать пенальти для выявления победителя, если матч завершается ничьей, - было такое правило в чемпионате СССР 1973 года, действовало, слава богу, недолго. То "пересадить на свою почву" вот эту пресловутую европейскую "осенне-весеннюю" формулу. Зачем? У нас другая страна, другие футбольные традиции, менталитет. Погода, наконец!
Но что-то, может быть, со временем все-таки выиграет от этого отечественный футбол? Так, по крайней мере, предполагалось, когда ее у нас утверждали.
Герман Зонин: Ничего не выиграет. Прошло уже достаточно времени, чтобы это понять. В мороз, снегопад, как и в весеннюю слякоть, показывать хороший футбол трудно. Особенно на наших полях.
Если сравнить советский футбол образца 1960-1980 годов, на которые пришлись главные достижения вашей тренерской карьеры, и нынешний российский, то какой из них, на ваш взгляд, интереснее?
Герман Зонин: Конечно, советский! Именно тех лет, что вы назвали. Его главной чертой были многоходовые комбинации, хитроумные тактические схемы. Причем у каждой команды обычно свои, и загодя не знаешь, какие конкретно. Практически каждый из клубов-участников чемпионата СССР имел свой собственный игровой почерк. Благодаря чему смотреть матчи даже аутсайдеров турнирной таблицы было небезынтересно. Про лидеров и не говорю. А сейчас мысль на поле увидишь редко. Все сводится к примитивной борьбе за мяч. И скорости у нас невысокие, и с техникой нелады. А уж как умеем мазать мимо ворот!
В чем тут причина?
Герман Зонин: Тренироваться нужно больше. Играть через "не могу". Помнить, что далеко не все в жизни сводится к деньгам. А тренерам - активней заниматься поиском талантливых ребятишек. В СССР популярны были футбольные школы и интернаты. Те, кому сегодня за 40, помнят турнир дворовых команд "Кожаный мяч". Благодаря ему в большой футбол пришло немало новых талантов. А сейчас все решается одним "тыком" пальца в список - где и кого купить. И, главное, не надо ни с кем возиться: не подошел футболист - контракт расторгли, купили другого. Трансферы, контракты, деньги. И вся игра.
Как вам "Зенит"-2015?
Герман Зонин: Честно говоря, смотреть не могу на тот футбол, который он стал показывать с приходом Виллаша-Боаша. Он навязывает команде чуждый ей стиль. Непонятны мне и перетасовки в составе. Почему-то изгнал из основы Кержакова. Это же наш "золотой фонд"!
Семак - готовый тренер
Оставить ли в команде такого игрока, как Кержаков, зависело, наверное, и от руководства клуба?
Герман Зонин: Но ведь тренеру выдали карт-бланш! Не симпатичен португалец мне и своим поведением: постоянно орет на игроков, а на судей так и вовсе с кулаками лезет. Разве так можно?
Вы как-то обмолвились, что находкой для "Зенита" был предшественник нынешнего главного зенитовца итальянец Лучано Спаллетти. Однако свой пост в нашем клубе он покинул досрочно.
Герман Зонин: Я и сейчас скажу: Спаллетти - хороший тренер. Умел держать дисциплину в команде, находил общий язык со всеми. Уважал ветеранов. Не считал зазорным советоваться. А Виллаш-Боаш, когда мы как-то приехали на базу "Зенита" в Удельном парке, к нам даже не вышел.
Сейчас "Зенит" возглавляет португалец, до этого был итальянец, еще раньше голландец Адвокат, чех Петржела... А где же свои?
Герман Зонин: Они есть! Например, Сережа Семак. Ему давно пора доверить команду. Еще Саша Бородюк. Сколько иностранных тренеров сборной он пережил, набравшись опыта! Так поставьте, наконец, его главным! Я всегда считал, что тренер должен говорить с игроками на одном языке. Общение через переводчика - это не то. В 1965-м году, в 39 лет, получив предложение поехать работать в Бирму, я сразу взялся за изучение английского. Дома все стены оклеил страницами из разговорника. А как иначе?
С тренером сборной РФ Гусом Хиддинком, когда он захотел познакомиться с вами, общались, как я понимаю, без переводчика?
Герман Зонин: Точно. В Питер Гус приезжал на матч "Зенита", в составе которого было тогда немало "сборников". Увидел меня в ВИП-ложе, попросил сопровождавших познакомить нас. Я высказал ему свое мнение о каждом футболисте сборной. Вот вы, иностранцы, сказал я ему, судите о готовности игрока к игре только по тренировкам. А мне еще важно знать, что он делает до и после. Как, с кем и где отдыхает. Что читает, смотрит. Я все это знал про каждого их своих ребят. Потому мог объективно оценить степень их готовности к матчу.
И что ответил на это Хиддинк?
Герман Зонин: Он удивился. В Европе подобное не принято.
Память не продается
У вас в квартире на стенах, стеллажах столько медалей, кубков, раритетных фотографий футбольных знаменитостей из числа ваших знакомых, что впору открывать музей!
Герман Зонин: В 90-е, когда многие вынужденно расставались со своими наградами, чтобы свести концы с концами, один ушлый человек хотел купить мою коллекцию. Первым делом интересовали его медаль чемпиона СССР, которую я завоевал в 1972 году вместе с "Зарей" из Ворошиловграда (ныне г. Луганск. - Авт.), и полученные тогда же от первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого золотые часы с надписью на крышке "Герману Зонину за развитие футбола на Украине". Предлагал большие деньги. Но я ответил, что скорее умру с голода.
Говорят, "после сорока жизнь только начинается". А о чем мечтает человек в 89 лет?
Герман Зонин: Написать еще одну книгу. И увидеть хороший футбол в исполнении наших.
Справка "РГ"
Герман Зонин родился в 1926 г. в Казани. Мастер спорта. Заслуженный тренер СССР и Украины. Играл за динамовские команды Казани и Ленинграда. Тренерскую карьеру начинал в Ленинграде, потом тренировал "Труд" (Воронеж), СКА (Ростов-на-Дону) и "Динамо" (Тбилиси). Наивысших успехов добился с "Зарей" (Ворошиловград). В 1972 году та выиграла под его руководством золотые медали чемпиона СССР - первый в истории отечественного футбола клуб не из столицы союзной республики.
Работал со сборной Бирмы, которая стала при нем победителем Азиатских игр. Был главным тренером сборной СССР на товарищеском турнире в Бразилии в 1972 г. В том же году входил в тренерский штаб олимпийской футбольной сборной СССР в Мюнхене.