В последние годы власти уделяют проблемам Севера повышенное внимание. Был принят ряд концептуальных документов, проделана серьезная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития российской Арктической зоны. Однако, по мнению председателя Совфеда Валентины Матвиенко, несмотря на предпринятые усилия, ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно. Прежде всего, это отток населения, высокая степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры, особенно энергетической и транспортной. "Качество трудовых ресурсов, проблемы накопления человеческого капитала остаются основными вызовами для современной российской Арктики", - подчеркнула спикер.
Особое внимание она обратила на износ социальной инфраструктуры. Практически во всех регионах доля ветхого и аварийного жилья гораздо выше, чем в среднем по России. К списку проблем Матвиенко добавила старение ледокольного и речного флота, острую нехватку малой авиации. Из 50-ти с лишним портов и портопунктов Северного морского пути, работавших к началу 1990-х годов, морально и физически устарели и перестали действовать более половины, объем грузопотоков резко сократился. А ведь именно Северный морской путь потенциально мог бы стать одним из наиболее оживленных транзитных маршрутов в мире. В связи с этим глава верхней палаты предложила проанализировать, какие правовые нормы судоходства необходимо разработать, чтобы повысить привлекательность Северного морского пути как транзитного маршрута.
По словам Валентины Матвиенко, стимулом для ускоренного развития всей Арктической зоны могла бы стать реализация обсуждаемого в последние годы проекта по формированию "Интегральной евразийской инфраструктурной системы". Речь идет о создании транспортной и коммуникационной инфраструктуры, соединяющей Европу и Азию от Атлантического до Тихого океанов. "Это смелый и амбициозный проект. И будет правильно, если именно Россия возьмет на себя инициативу по его реализации", - заявила спикер верхней палаты.
В целом же, нынешняя ситуация в российской Арктике говорит о том, что государству необходимо менять подходы к ее развитию. "Это чрезвычайно важная и неотложная задача, учитывая то, что на международной арене развернулась настоящая схватка за обладание ресурсами Арктики. Безусловно, ключевой задачей на сегодня является дальнейшее совершенствование арктического права", - уверена руководитель Совфеда.
Сенаторы уже давно пришли к выводу о необходимости принятия специального системообразующего, межотраслевого, комплексного федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации". Матвиенко предложила сформировать из представителей правительства, администрации президента, Совфеда, Госдумы и экспертных сообществ рабочую группу по разработке такого документа. "Считаю целесообразным назначить двух сопредседателей - одного от Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и одного от Государственной комиссии по вопросам развития Арктики - и установить конкретный срок, к которому проект федерального закона должен быть подготовлен для предварительного рассмотрения в Государственной Думе", - заявила спикер.
В проект закона, уточнила Матвиенко, необходимо включить меры по совершенствованию правового обеспечения системы гарантий и компенсаций для лиц, работающих на территориях Севера и Арктики. "Документ должен содействовать институциональному единству этих территорий. Нужны новые сильные "панарктические" институты, которые создадут единые рамки", - сказала она.
В свою очередь вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркнул, что Арктика является одной из насущных задач государственной политики. "Арктическая зона должна стать перспективнейшей, богатой территорией, так как здесь содержатся более восьмидесяти процентов всех российских углеводородов", - заявил зампред правительства. К тому же в Арктике можно было бы реализовать несколько пилотных проектов по новым инструментам госрегулирования.