Специалисты закупили и исследовали 562 детских удерживающих устройств в 131 торговой точке в 28 городах России - как в крупных, так и в малых. Результаты оказались неутешительными: 79,7 процента кресел в целом и 85,9 процента кресел, выпущенных в этом году, не соответствовали установленным в нашей стране и цивилизованном мире правилам.
Так, сертификат соответствия отсутствовал у подавляющего числа удерживающих устройств: в малых городах - у 90,5 процента обследованных кресел, в крупных - у 75,4 процента.
У 12,1 процента всех осмотренных детских устройств ширина лямки не соответствовала заявленной группе, у пяти процентов присутствовали острые углы, у 21,8 процента - отсутствовали наклейки, предупреждающие о неправильной установке средства, у 24,4 процента - не было инструкции на русском языке, а 36,9 процента инструкций не соответствовали требованиям законодательства.
"Ситуация на розничном рынке детских удерживающих устройств в России неблагоприятная, - констатирует советник председателя Российского Красного Креста Лилия Чибисенкова. - Необходимо срочно привести правила дорожного движения в соответствие с требованиями техрегламента и Правил ЕЭК ООН N44/04, чтобы вывести с рынка не соответствующую требованиям безопасности продукцию и обеспечить эффективное правоприменение".
С 1 января этого года в России вступили в силу положения технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, реализация требований безопасности которого обеспечивается строгим выполнением Правил ЕЭК ООН N44/04. Они предписывают использовать только официально утвержденные детские удерживающие системы и запрещают продажу устройств, не отвечающих стандарту использования в автотранспортных средствах. В новом техрегламенте подробно описаны требования к детским удерживающим устройствам и их расположению в автомобиле, расположение ребенка в машине, порядок подтверждения соответствия качества этих устройств, порядок их сертификации.
"Сегодня в России действуют международные стандарты безопасности перевозки детей в автомобилях. Чтобы они заработали в полной мере, что позволило бы снизить гибель и травматизм детей при дорожно-транспортных происшествиях, необходимо внести ряд изменений в правила дорожного движения, исключить из них формулировку "иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности", - считает ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук Наталья Летова.
По мнению эксперта, это позволит вывести из оборота весь ассортимент "корректоров", "фиксаторов" и "направляющих лямок". "Также нужно регламентировать перевозку детей на переднем сиденье до определенного возраста, и обязательно внести детские удерживающие устройства в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации", - подчеркивает собеседница "РГ".
Ежегодно в России погибают около 500 детей-пассажиров автомобилей, и около десяти тысяч получают травмы. Общий коэффициент смертности детей в результате дорожно-транспортных происшествий в России в три раза выше, чем в странах ЕС, заключают эксперты.