Семен Кузьменко: Раньше украинская власть зачастую искусственно создавала барьеры между Донецком и Ростовом. Например, был отменен очень удобный и пользовавшийся популярностью поезд 619-620 Донецк - Ростов. При этом пассажиропоток всячески переориентировался на внутриукраинские перевозки.
Однако сейчас, похоже, ситуация изменилась кардинальным образом?
Семен Кузьменко: Да, с одной стороны, оказывает влияние украинская блокада, с другой - растет взаимосвязь между ДНР и соседней Ростовской областью. И когда перед человеком встает выбор, ехать за покупками на украинскую территорию или в Российскую Федерацию, оказывается, что сейчас проще съездить в Россию. У нас открылось 80 новых автобусных маршрутов, которые связывают уже не только главные, но и второстепенные города ДНР и России. Также мы пустили электричку, вернее дизель-поезд, который идет из Ясиноватой через Донецк до пограничного участка Успенская - Квашино. Причем расписание подогнано под прибытие электропоезда Ростов - Успенская - Ростов, так что, сойдя с одной электрички, пассажиры после таможенного и пограничного контроля, могут сразу сесть в другую. И кстати, невысокая цена билета на электричку делает ее доступной практически для всех.
Но эта электричка идет через Иловайск, где в прошлом году шли активные боевые действия и была разрушена железнодорожная инфраструктура.
Семен Кузьменко: Действительно, самые активные боевые действия в ДНР велись на крупных железнодорожных узлах: в Иловайске, Дебальцево, Ясиноватой, Горловке. В результате дороге нанесен ущерб на 350 миллионов рублей. Только на станции Иловайская зафиксировано 140 повреждений пути и полностью уничтожена система электроснабжения. Кроме того, украинские войска при отступлении минировали и взрывали железнодорожные объекты. В Иловайске, например, заминировали цистерну с топливом, а в Дебальцево были "термитные" подрывы колесных пар на вагонах.
Но мы быстро восстановили инфраструктуру. При этом железнодорожникам помогали местные жители. По иловайскому направлению грузовые составы возобновили движение уже через месяц после ухода ВСУ, а потом появилось и пассажирское сообщение. Поначалу из-за угрозы диверсий поезда ходили как в Великую Отечественную, с ограничением скорости и с прицепленной перед локомотивом пустой платформой. Иногда приходилось останавливать и возвращать составы, при этом людям возвращали деньги за билеты. За все время конфликта ни один наш пассажир не пострадал, и мы гарантируем безопасность впредь. Ежедневно каждый участок дороги обходят и осматривают путейцы, принимаем и другие меры. Сейчас, кстати, на территории ДНР пущено около 30 пригородных поездов.
А почему еще не восстановлено движение пассажирских поездов, например, того же поезда 619-620 Донецк - Ростов, о котором вы упомянули?
Семен Кузьменко: Тут есть некоторые сложности с международной железнодорожной ассоциацией, которая объединяет множество стран, в том числе Европу, Украину, Россию и страны СНГ. А подписантом и действующим участником ассоциации является предприятие "Украинские железные дороги". Мы же не являемся членами этой международной организации. Пользуясь этим обстоятельством, Украина обозначила железную дорогу на нашей территории как небезопасную и недействующую. Поэтому мы пока не можем осуществлять международные пассажирские перевозки. К тому же сейчас Донецкой железной дороге приходится работать в двух правовых полях. Это ведь огромный комплекс с имуществом в 80 - 100 миллиардов гривен и миллиардным месячным оборотом. Его невозможно быстро перевести из одного правового поля в другое, как какой-нибудь ларек.
Когда политическая ситуация изменится, мы возобновим пассажирское железнодорожное сообщение с Россией в полном объеме. У нас для этого есть составы, проводники, бригады и все технические возможности. Скажу больше, со временем мы планируем пустить не только поезд Донецк - Ростов, но и Донецк - Москва.
То есть кадровый потенциал железной дороги из-за войны в Донбассе не потерян?
Семен Кузьменко: Практически нет. Из 53 тысяч штатных сотрудников 48 тысяч уже работают. И люди продолжают возвращаться. Кстати, донецкие железнодорожники считаются одними из лучших не только в СНГ, но и в мире. Украинские железные дороги, кстати, основные кадровые резервы получали от нас.
Сергей Смыслов, машинист Иловайского депо:
- После боев вся контактная сеть на нашем участке побита. А что осталось, ВСУ растащили на цветмет. Железная дорога оказалась в эпицентре иловайской операции: линия фронта проходила вдоль насыпи. И даже когда этот участок железки стал глубоким тылом, диверсанты частенько устраивали подрывы. Были случаи, когда диверсанты минировали дорогу и дважды на одном и том же месте подрывали локомотивы. Возле Иловайска мы даже сняли краном пролет моста, чтобы его не взорвали и не обрушили на рельсы. Вообще диверсий было много. Однажды ВСУ обстреляли ремонтную бригаду, которая чинила пути и восстанавливала контактную сеть. А 23 февраля заминировали дорогу под Харцызском. Подорвались путейцы, совершавшие обход. Сейчас тихо. Но к этой тишине до сих пор не можем привыкнуть.
Власти ДНР планируют развивать не только автомобильные и железнодорожные, но и авиаперевозки. Причем благодаря особенному местоположению и климатическим условиям Донецкий аэропорт мог бы стать запасной воздушной гаванью для самолетов, совершающих вылеты в Ростов и Краснодар. Как отмечают специалисты, повреждения, которые нанесли местному аэродрому боевые действия, не являются критическими. Для приема и отправки авиации можно использовать неповрежденную часть взлетно-посадочной полосы, параллельно восстанавливая аэродромные и аэропортовые комплексы.
На первоначальном этапе через Донецкий аэропорт может осуществлять рейсы грузовая авиация. Как отмечают эксперты, после восстановления инфраструктуры Донецк будет способен ежедневно принимать по полдесятка пассажирских рейсов и рейсов бизнес-авиации. Однако развитие авиации ДНР возможно лишь при условии открытого неба и отведения минимум на 100 километров украинских войск.
Кстати
Когда в Дебальцево вошли украинские войска, в местном депо находился паровоз марки "Э", рабочая лошадка времен Великой Отечественной войны со звездой на паровом котле. Чтобы над этим символом не надругались националистически настроенные силовики из нацбатальонов, местный слесарь, скрутил звезду, замотал ее в тряпку и спрятал в подвале депо, где он жил вместе с семьей. Когда украинская армия ушла из Дебальцево, слесарь достал звезду, начистил ее до блеска и прикрепил на место. А восстановленный старый паровоз своим ходом проехал по железной дороге из Дебальцево в Ясиноватую и обратно.