Несложно спрогнозировать, что расходы на медобслуживание в 2016 году пересмотрят и физические лица. Уже сейчас с дорогих услуг они переходят на более дешевые. При этом пациенты стали избирательнее при выборе клиник. Они чаще обращаются в крупные сетевые клиники, к которым уже сформировалось определенное доверие и которые гарантируют качество медуслуг и сервиса.
На страховом рынке могут также наметиться тенденции к слиянию страховых компаний, что можно оценить положительно с точки зрения усиления конкуренции, а значит, стремления к развитию. В создавшихся условиях бизнесу необходимо предлагать свежие идеи, как, например, выйти на региональные рынки или сформировать комплекс страховых программ так, чтобы они стали привлекательными для пациентов с любым кошельком.
Весьма привлекательными могут стать различные модели софинансирования страховых полисов, оплачиваемых работодателем, со стороны самих работников. Идея интеграции ДМС в ОМС и создания комплексной страховой модели в российской медицине может помочь не только упорядочить рынок, но и развиваться государственной и частной медицине не в противоречии, а взаимно дополняя друг друга. Это помогло бы удешевить страховые программы, сделав их более востребованными. Пока же сегмент ДМС не рассматривается государством как потенциально возможный коммерческий двигатель отрасли - пусть даже не основной, а вспомогательный, - он не вписан ни в одну стратегию минздрава, ни в одну программу развития. А он тоже нуждается в едином регулировании, единых правилах и единой общей модели. Если реформа медицинского страхования в России позволит удешевить стоимость медицинских услуг, то можно будет говорить о создании необходимого баланса на рынке страховой медицины.